Первый канал показал сериал «20/22». Половину — в День защитника Отечества, остальное — в годовщину начала специальной военной операции. Может, по совокупности качеств он бы не заслуживал отдельного разговора, хотя рейтинг у него получился неплохим. Но в премьере есть моменты, которые кажутся важными.
Сериалов о СВО у нас до сих пор не было. «Труд», пытаясь ответить на вопрос «почему», выдвигал две версии. Мало времени прошло, не успели снять. Или еще не придумали, как подать тему, к которой, несмотря на титанические усилия телевизионных пропагандистов, отношение части общества остается неоднозначным. Для кого-то ее вообще не существует.
Теперь первый вариант отпадает. Съемочный процесс проекта «20/22» занял полтора месяца. Плюс сколько-то писался сценарий, плюс кастинг, постпродакшен, то да се. Все равно в полгода можно было уложиться.
Выходит, дело все же в трудностях темы. Конечно, авторы премьеры начинали ее разработку не с чистого листа. Уже вышел «Солнцепек», снятый при содействии Евгения Пригожина, где авторы, показывая события 2014-го, старались донести до сознания зрителей, что конфликт русскоязычного населения с украинскими неонацистами боями местного значения не ограничится (а также подчеркнуть роль «вагнеровцев»). Были «Лучшие в аду». Но для полноценного осмысления этого, конечно, мало. К слову, начиная со времен Майдана, украинские кинематографисты выдали уже десятка полтора картин антироссийской направленности. Не зря наши телевизионные эксперты признают, что их пропагандистская машина работает эффективнее нашей.
Авторы нового сериала решили копнуть глубже. Их главные герои — не «псы войны», не суровые мужики, прошедшие Афган, Чечню и Сирию, а молоденькие студенты журфака, влюбленная парочка — Данил и Алиса. Они собираются пожениться, но после серьезной размолвки парень решает уехать на СВО, а его подруга отправляется следом, дабы вернуть в мирную жизнь столицы. Сюжет кажется банальным. Любовь и смерть, тысячу раз видели такое. Даже жанр есть отдельный — военная мелодрама. Но не все так однозначно.
Дело в том, что Алиса придерживается либеральных взглядов, она из тех, кого телевизионные пропагандисты презрительно называют «нетвойнистами». Разница позиций не мешает молодым людям страстно любить друг друга. Но в самом начале СВО девушка с компанией единомышленников отправляется на акцию протеста. Бойфренд подозревает, что мероприятие может быть опасным, и решает сопровождать свою подругу. Происходит стычка с полицией, Данил силой вырывает у нее задержанную возлюбленную. Но при этом успевает засветиться перед камерами журналистов. Как следствие — отчисление из универа, обструкция со стороны Алисы и ее «продвинутой» тусовки. А тут еще приходит новость: брат героя ранен в Мариуполе. И он решает поехать туда, чтобы убедиться в своей правоте, предварительно — для создания образа крутого парня — купив себе камуфляж, берцы, маску: Алиса же, как было сказано выше, едет за ним.
На самом деле все, что так подробно описано, происходит в первой серии. В остальных же трех герои намотают немало километров по дорогам Донбасса и пройдут череду суровых испытаний. Так, Алисе в компании своего единомышленника и однокурсника Мишани предстоит побывать в плену и убедиться, что нарисованных либеральными СМИ мужественных борцов за свободу Незалежной нет, а есть настоящие звери. Несколько параллельных линий с жителями Мариуполя, множество смертей, в том числе детей, взрывы, море крови дают представление об ужасах, творящихся в городе...
Наконец, чудом спасшаяся девушка отыскивает своего любимого, на котором от ранений буквально живого места не осталось. Будь «20/22» по-плакатному прямолинеен, Алисе в финале следовало бы сказать: «Остаюсь с тобой, устроюсь в госпиталь». Ну или: «Займусь волонтерской помощью». Но она этого не говорит. Лишь понимающе смотрит на Данила, когда тот произносит: «Я не могу уехать». И отправляется назад в Москву, хотя взгляды ее, в отличие от непробиваемого «либераста» Мишани, коренным образом изменились.
Сложная тема, неоднозначный финал. И все бы ничего, но сразу после этого сериала канал показал «Проверку на дорогах» про Великую Отечественную, про верность и предательство, про трусость и самоотверженность, про совесть и Родину. И на фоне ленты Германа, в общем-то, неплохая работа «20/22» стала выглядеть плоской, надуманной.
Впрочем, если вспомнить, что старая «Проверка...» была снята лишь четверть века спустя после окончания войны. А потом на 15 лет вообще легла «на полку»...