Главная Культура 00:12 29 Января 2021 7234
«Я просто была маленькой паршивой графоманкой»

Дина Рубина отважилась на автопортрет под названием «Одинокий пишущий человек»

Дарья Ефремова
Фото: © Natalia Shakhanova, globallookpress.com

Девять романов, десятки повестей, две панорамные трилогии, множество экранизаций. Лауреатство в «Большой книге» и множество других престижных премий — вот штрихи к ее портрету. А теперь, отмечая 50-летие творческой деятельности, Дина Рубина отважилась на автопортрет под названием «Одинокий пишущий человек».

-Дина Ильинична, в новой книге вы говорите: «Жизнь — потрясающая штука, если затевать ее вовремя». А вы свою затеяли вовремя? И бывает ли, что человек прожил жизнь, упустив момент для этого?

— Чувство непоспевания за жизнью знакомо любому. Если молодой человек после школы поступает в медицинский, оканчивает его, затем ординатуру, вкалывая на дежурствах, подрабатывая на скорой, а к 40 годам становится уважаемым, затем замечательным, а потом и вовсе выдающимся хирургом, к которому стремятся попасть больные, то, пожалуй, годам к 50 он понимает, что жизнь свою «затеял вовремя». Но такая целеустремленность доступна не всем. Бывает, человек ищет себя пять, 10 лет: Где-то в 37 понимает: нет, это не его, он хотел бы заниматься: скажем, режиссурой. И поступает во ВГИК, где выглядит переростком на фоне толкущихся рядом мальчиков-девочек. Хотя и на этом пути случаются свершения.

— Как пришла идея написать книгу о писательстве?

— Скорее, не идея, а время пришло. И сошлись обстоятельства: меня попросили написать предисловие к книге Доротеи Бранд о законах профессионального мастерства, созданной чуть ли не сто лет назад, — и одновременно я читала книгу Харуки Мураками о том же. Все это порождало массу мыслей и ассоциаций. Завершив предисловие и отослав файл в редакцию, я, вместо того чтобы закрыть тему, написала: «Глава первая. «Из чего делают писателей?». Планета засела в карантине, никто меня не отвлекал. И книга покатилась весело, увлеченно. Оказалось, я много лет копила эти наблюдения — иногда смешные, иногда довольно грустные. О том, как со временем меняется читатель и как менялась я сама.

— Насколько значим в литературе институт наставничества? Можно ли учиться у Бунина, Толстого, Чехова, Набокова?

— «Наставничество» — это про швейную фабрику имени Клары Цеткин. Существует, конечно, литинститут, но, думаю, его роль не столько в том, чтобы научить, сколько обеспечить творческую среду. Это тоже важно для начинающего: услышать мнение наотмашь, а потом вдруг узнать: «Старик, ты гений!». А учиться у Бунина или Чехова? Да хоть у самого себя. Творческий человек всегда ищет, у кого бы научиться. Так кошка ищет нужную травку.

— Насколько необходимо признание? Стали бы вы дальше работать, если бы ваша первая повесть не «взлетела» в «Юности» с трехмиллионным тиражом?

— Ах, какой приятный вопрос. Помните Изнуренкова из «Двенадцати стульев»: «Ах, ах, скажите, это действительно аукцион?..» Да за признание не то что писатель — любой душу продаст. А продолжила бы я писать: Не очень понимаю этого «бы». Моя рука тянулась к выведению на бумаге закорючек не из-за того, что я жаждала успеха (хотя, конечно, жаждала!), — а вследствие иссушающего стремления к проговариванию каких-то желаний и чувств. Я просто была маленькой паршивой графоманкой. Ну отказали бы в трехмиллионной «Юности», пошла бы, наверное, в газету «Пионер Востока». Что уж сейчас гадать.

— Трилогия «Наполеонов обоз» вошла в финалисты «Большой книги». Как вы относитесь к литературным премиям? Ведь не секрет: жюри отмечает одних авторов, а публика читает, как правило, совсем других.

— Премии — штука хорошая, особенно когда молодой и небогатый писатель получает некую сумму, позволяющую спокойно поработать несколько месяцев. Но любая премия — это мнение группы людей. И, увы, отнюдь не гарантия того, что за твоей книгой немедленно побегут в магазин. В основе прочного успеха лежит только одно: умение захватить читательское внимание.

— Следите за современной прозой? Согласны ли с мнением, что писатель должен читать современников?

— Писатель никому ничего не должен. Может всю жизнь читать поваренную книгу или пособие по разведению канареек. Своих пишущих современников мы, как правило, не любим — просто за факт их существования, ибо писатель всегда погружен в свой мир, в свою мелодику фразы, в свой образ мышления. Ему мешает чужое дыхание в затылок или рядом.

— В интервью «Труду» Данил Корецкий сказал, что в литературе наступило время женщин. Из них более чем наполовину состоит читательская аудитория, ну а к давно признанным именам писательниц — Улицкой, Петрушевской, Токаревой — добавляются свежие: Гузель Яхина, Яна Вагнер, Анна Старобинец, Наталия Ким, Анна Матвеева, Евгения Некрасова. Изжит ли давний стереотип насчет «дамского рукоделия» в литературе?

— Время женщин наступило давно, лет 70-100 назад, с тех пор как женщине было дозволено учиться, творить, совершать открытия, писать книги, картины: Не знаю пока, как к этому относиться, но и в выставочных залах, и в филармониях, и в театрах сейчас женщины в явном большинстве. Что касается литературы, то важна индивидуальная интонация. В настоящей творческой среде стереотипам не придают значения, писатели обычно знают, кто из коллег чего стоит, и уважают хорошую работу. А среди читателей стереотипы надо ломать, аудиторию воспитывать.

— Критики определили героя вашего романа как homo memoriaе — человека вспоминающего. Вы откровенно признаетесь, что отнюдь не счастливое ваше детство было «лавированием между Сциллой и Харибдой». Травматичный опыт хорош для построения драматического сюжета, но полезен ли он в самой жизни?

— Воспоминания значимы не только для писателей. Отнимите их у человека — и личность испарится. Сумма воспоминаний и опыт — это и есть человек. Кстати, в литературе на теме «потери воспоминаний» — вследствие болезни или катастрофы — строятся многие произведения. А для писателя воспоминания — достояние, Клондайк, из которого он черпает сюжеты, мысли и чувства. И неважно, чем они окрашены, травматичным или радостным был детский опыт. Все работает в творчестве на полную катушку — разумеется, при наличии таланта.

— Сейчас много говорят об истории, а о будущем, кажется, отучают думать вообще.

— Знание истории отечества или, крупнее, мирового процесса непременно для образованного, уважающего себя человека. А будущее никуда от нас не денется. Оно и так валится на нас ежедневно — и могучими техническими достижениями, и преступлениями и ошибками, которых, возможно, человечеству удалось бы избежать, если бы оно старательнее изучало прошлое.

— Не думали ли вы о социальном проекте вроде того, что сделала в свое время Людмила Улицкая, собрав истории детей 1940-х? Истории какого периода вам бы хотелось собрать?

— Достигнув определенного возраста, писатель старается осмыслить прожитый путь. Человек вообще с большим удовольствием и вниманием думает о прошлом, особенно о своем. Наблюдая жизнь тех, кого знаешь десятилетиями, ты мысленно охватываешь эпоху. И это нормальное писательское занятие, которое приводит к созданию книг. У меня, конечно, тоже есть своя ностальгия по временам, «когда деревья были большие». Это, полагаю, и есть самое интересное в любом писателе: его мир, которым он делится с читателями. В моих книгах заключен этот мир, где толпятся мысли, сюжеты, судьбы любимых людей. Это и есть мой социальный проект.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?