
«Хуже бандитской сходки!» – так отреагировал депутат Алексей Ковалев на выходку руководителя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергея Макарова, который сорвал заседание в городском правительстве.
Чиновник отказался рассматривать вопрос об охране памятника на улице Одоевского, 10. Депутаты и представители градозащитной общественности заявили, что КГИОП «намеренно и незаконно» сорвал обсуждение экспертами вопроса о внесении памятника в реестр объектов культурного наследия. Макаров покинул заседание рабочей группы, которое должен был вести. Сбежал! Градозащитники назвали действия председателя КГИОП наглостью и позорищем.
«Это просто криминальный характер управления процессами в КГИОП. Тем более, что эксперты, которые собрались, не находятся в подчинении у этого Макарова. Человек, занимающий такую должность, не имеет права так себя вести, он не может оставаться руководителем КГИОП и вообще на государственной службе после таких вывертов. Теперь уже все будут думать, что причиной его поступка является коррупция. Что главное здесь - коммерческий интерес владельца здания, который, как я понимаю, получил его незаконным путем. И Макаров в этом участвует. Это что ж за дела такие? Ну, рассмотрите вопрос в надлежащем порядке!» - гремел вслед чиновнику Алексей Ковалев.
Но глава КГИОП бежал без оглядки, отписываясь потом на сайте своего ведомства, что депутаты его оскорбили и «сорвали заседание коллегиального органа». Ковалев потребовал от губернатора уволить чиновника. А петербуржцы вышли на сход, чтобы отстоять историческое здание медсанчасти №1 завода имени Калинина 1957 года постройки. Единственный красивый дом в этой части Васильевского острова, образец «сталинского ампира» прекрасно сохранился, вокруг него разбит сад с редкими растениями. Территорию завода, на которой стоит это здание, застройщик купил за 670 тысяч рублей (!) и пустил под жилую застройку. Вместо гармоничной усадьбы теперь там появится очередная высотка, почти в 20 раз превышающая по площади здание бывшей медсанчасти. Окрестные жители в ужасе от такой уплотнительной застройки и требуют сохранить медсанчасть, чтобы открыть в ней поликлинику - в районе остро не хватает медицинских учреждений.
За Макаровым целый ряд потерь петербургских памятников. Возобновились приостановленные при предыдущем руководителе комитета сносы в праздничные и выходные дни, вопреки постановлению правительства Санкт-Петербурга № 1003 от 20.09.2012 г., которое такие сносы запрещает. Вечером 25-го января начался снос исторических зданий фабрики ёлочных игрушек на Рощинской, 8,а в воскресенье краснокирпичные корпуса превратились в развалины. Похоже, такая же судьба ждет замечательный образец северного модерна на Большой Пушкарской ул., 7, вокруг которого давно тлеет скандал.1 февраля петербуржцы готовятся выйти и стать живой цепочкой с призывом: «Спасти Дом Басевича!». Вопреки закону, продолжается несанкционированный снос зданий рядовой застройки, которая в Петербурге имеет гораздо большую ценность, чем каждое из них по отдельности. Когда историческая застройка собирается в непрерывную ткань, она, по мнению архитектора Максима Атаянца, становится градостроительным чудом: «Чрезвычайно опасно делить город на охраняемые памятники и фоновую застройку, с которой можно поступать как угодно».
На глазах исчезает старинная фурнитура с исторической застройки, да что там фурнитура – исчезают сами памятники, которыми любой город мог бы гордиться. «Прошу вас сообщить о состоянии и перспективах памятника федерального значения - здания Патриотического института на Васильевском острове, 10 линия, д.3. Окончание работ по «реконструкции со сносом»датировалось апрелем 2014 года. Что теперь там охраняет КГИОП? Как характеризует его сегодняшнее состояние? Кто несёт за это ответственность?» - направила я запрос в охранное ведомство. И получила ответ от начальника отдела по связям с общественностью и работе с гражданами К.И. Черепановой: «18.06.2019 КГИОП выдал разрешение ООО «ЕВРОГРУПП СПб» на проведение первоочередных противоаварийных работ во избежание ухудшения технического состояния объекта (антисептическая обработка стен и закрепление слабодержащихся архитектурно-художественных элементов декора, закрытие оконных и дверных проёмов)». Это после десятилетнего разрушительного «ремонта» КГИОП выдает разрешение на проведение противоаварийных работ!
Петербург сейчас в таком состоянии, словно в нем погром. Исковерканы старинные, известные на весь мир Театральная и Конюшенная площади. Никто не может гарантировать сохранность крупнейших памятников Петербурга – исторических зданий консерватории и Конюшенного ведомства. Газпром снова планирует застроить Русскую Трою - древние археологические памятники Охтинского мыса, уже даже проводит закрытый архитектурный конкурс на создание напротив Смольного собора своего нового офисного здания… Если петербургские памятники столь беззащитны, если КГИОП не справляется со своими обязанностями, то зачем это огромное ведомство со многими десятками служащих? Может быть, его стоит переподчинить министерству культуры или законодательным органам власти, чтобы он не зависел от городского правительства, а пуще – от строительной мафии всех сортов?
Минувшей осенью мне довелось наблюдать, как в старинном Ярославле, где сохраняются тысячи памятников истории, археологи, культуры, губернатор обратил внимание на строительство вышки сотовой связи возле объекта культурного наследия. Дмитрий Миронов заметил, что это некрасиво выглядит – вышка на фоне старинной церкви Иоанна Богослова на Ишне в Ростовском районе. Он поручил департаменту охраны объектов культурного наследия разобраться с этой ситуацией и поблагодарил общественников и журналистов за освещение проблемы: «Согласен, нельзя допустить того, чтобы церковь и вышка соседствовали друг с другом. Предложим сотовому оператору другой вариант размещения сооружения, чтобы оно не контрастировало со старинной церковью». И оператор связи не только остановил монтажные работы после выступлений градозащитников, но и пообещал «приложить все усилия», чтобы найти другое место для расположения базовой станции и не нарушить культурный ландшафт.
«Сохранность памятников истории и культуры – наш приоритет», - заявил представитель оператора связи.
Вдумайтесь: эта вышка на отшибе никому и ничему не угрожала, она просто портила исторический пейзаж. Но в Ярославле такие истории не проходят. Там общественность горой встает на защиту своего тысячелетнего города, если что. А в Ярославском департаменте объектов культурного наследия работают руководитель, его заместитель и четыре отдела, в каждом до пяти сотрудников, до которых можно дозвониться по указанным на сайте губернатора телефонам. И никаких начальников отдела по связям с общественностью и работе с гражданами.