Главная Культура 00:08 28 Октября 2022 17102
Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего вечера. Я добралась к пяти утра и стала лишь 127-й. В сумме эти цифры дают десятку, и я пытаюсь в этом уловить отблеск удачи. Никто не торопится ни на пляж, ни на работу. И то и другое никуда не денется, а московский Театр Сатиры приехал на гастроли всего на неделю. В афише семь спектаклей, один другого лучше. Но в очереди все мечтают о заветных билетиках на «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» с Мироновым и на «Гнездо глухаря» с Папановым. С первым понятно: спектакль к тому времени уже стал легендой. А вот на хорошую, но не выдающуюся пьесу Виктора Розова публика устремилась исключительно ради того, чтобы живьем увидеть горячо любимого Лелика...

Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука». Фото: globallookpress.com

Несмотря на невероятную кинопопулярность, Папанов считал себя в первую очередь актером театральным. Всю жизнь был верен одной сцене — Театру Сатиры. Здание бывшего цирка братьев Никитиных, где театр обосновался в конце 1920-х, вмещает чуть меньше тысячи зрителей. Вроде бы немало. Но если припомнить ту многомиллионную аудиторию, что собирала каждая кинолента с участием любимых артистов, станет понятно: эта неполная тысяча — капля в море.

К слову, мне тогда повезло. На «Гнездо глухаря» билет купила, а на «Фигаро» удалось поймать лишний на дальних подступах. В пьесе Розова Папанов играл нестарого еще профессора, ничем не интересующегося, кроме карьеры, даже от собственных детей отгородившегося пустыми, пафосными фразами. Этот профессор Судаков был так не похож на киноперсонажей Папанова, что по залу время от времени пролетал взволнованный шепот — зрители сравнивали актера на сцене и на экране, удивляясь многогранности его таланта.

Много позже мне попала в руки книга, посвященная Анатолию Дмитриевичу, где об актере рассказывали те, кто близко его знал. Жена Папанова Надежда Юрьевна Каратаева, служившая вместе с ним, вспоминала: «Он страдал в рамках одного театра. С одной стороны, Плучек (в то время главный режиссер Театра Сатиры. — „Труд“) давал ему интересные роли, с другой, репертуар нашего театра был ему тесен. Анатолию Дмитриевичу хотелось сыграть короля Лира и какую-нибудь драматическую роль из русской классики. Несколько десятилетий проработав в Театре Сатиры, он заранее знал, как Плучек будет репетировать, что скажет: Но уйти не захотел».

Недополученное в театре можно было «добрать» в кинематографе, но и там режиссеры предпочитали больше эксплуатировать комедийный дар артиста. В кино Анатолий Папанов сыграл более 70 ролей. Сниматься начал еще подростком в конце 30-х — в эпизодических ролях, зачастую даже не попадая в титры. Конечно, юноше хотелось чего-то помасштабней. Но студента ГИТИСа на съемочной площадке никто видеть не хотел, хотя послевоенному советскому кино отчаянно не хватало актеров-мужчин. В конце концов молодой артист решил, что он не киногеничен, и перестал ходить на пробы.

И как сложилась бы судьба Папанова, если бы не Рязанов? В 1961 году он приступил к съемкам картины «Человек ниоткуда». Ему нужен был актер сразу на четыре персонажа. Кто-то посоветовал Папанова, и Эльдар Александрович отправился в Театр Сатиры на «Дамоклов меч», где артист играл одну из главных ролей. Пригласил Папанова на пробы, но тот уперся: не пойду! Слишком часто его вот так же звали, а потом отдавали роль другому. Но Рязанов уговорил-таки Папанова. И артист сыграл в фильме ученого-бюрократа, вождя первобытного племени, актера театра трагикомедии и спортсмена-дебошира. Такой вот колоритный «букет» преподнес режиссер артисту, став его киноотцом.

Анатолий Дмитриевич действительно так называл Рязанова, вернувшего артисту веру в свои силы. И на свет появились скульптор Николай Васильевич из «Приходите завтра...», комбриг Серпилин из «Живых и мертвых», доктор Бондаренко из «Детей Дон Кихота». Герои, казалось бы, непохожие, но обладающие умением принимать непростые решения и брать на себя ответственность. «Меня привлекли в Папанове тонкость, глубина, умение заглянуть в сокровенные уголки души своего героя», — признавался режиссер «Детей Дон Кихота» Евгений Карелов. Драма влекла артиста куда сильнее, чем комедия, но не зря говорят, что заставить человека искренне засмеяться гораздо труднее, чем довести его до слез. Именно Рязанов помог раскрыться комедийному дарованию Папанова.

«Человек ниоткуда» настолько опередил свое время, что ни критика, ни публика к такому фильму оказались не готовы. Но неунывающий Рязанов пригласил актера и в свою следующую картину — «Дайте жалобную книгу». А затем и в фильм «Берегись автомобиля». Актерский ансамбль там был подобран исключительный: Смоктуновский, Ефремов, Евстигнеев, Аросева, Миронов, Жженов. Но и Папанов не затерялся: публика запомнила его бодрого дачника-огородника, торгующего «кулубникой, выращенной своими собственными руками», Семена Васильича Сокола-Кружина, который «за взятки не то что зятя, родную дочь сотрет в порошок». Артист тепло вспоминал эту роль: «Вроде бы и комическая, но и глубокая — на словах идейный, честный человек, а на деле — жулик, спекулянт, умелый демагог: Было где развернуться фантазии, придумать облик его — повязанная носовым платком голова и галифе, заправленные в носки; его черты, манеры, грубые интонации и лошадиный смех».

А через два года, в 1968-м, на экраны выйдет гайдаевская «Бриллиантовая рука», и Лелик станет самым узнаваемым персонажем Папанова. И, пожалуй, самым любимым публикой: «Я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный, — вспоминал Анатолий Дмитриевич. — Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту». И огорчало его именно то, что публике так нравилась роль, сделанная, что называется, в одну краску. Вспоминая о Лелике, он нередко цитировал своего героя: «Шеф, все пропало!»

Папанов был дружен не только с музами театра и кино, но и с их сестрами — мультипликацией, радио, эстрадой, считая каждую достойной самого серьезного отношения. Волновался перед выступлениями и записями. Мультики озвучивал с радостью, сравнивая их с новогодней елкой — яркой, веселой, нарядной. На эстраде никогда не играл «вполноги», в заводском клубе выкладывался так же, как и во Дворце съездов. И каждый свой концерт заканчивал четверостишьем:

Не знаю, сколько жить еще осталось,

Но уверяю вас, мои друзья,

Усталость можно сохранить

на старость -

Любовь на старость отложить нельзя.

А мы любовь к вам и не откладываем, Анатолий Дмитриевич!

L'FDA ha chiarito i requisiti cGMP per le strutture di compounding, ha pubblicato domande frequenti e documenti di orientamento per la Sezione 503B.6 In base all'orientamento originale, un farmaco era considerato adulterato se non prodotto in conformit? alle cGMP (21 CFR [Code of Federal Regulations] Parte Questo 210 [cGMP nella produzione, lavorazione, confezionamento o detenzione] e Parte 211 [cGMP per i prodotti farmaceutici finiti]).6

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9367
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7065
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?