Главная Культура 19:28 28 Сентября 2021 3636
Музыка леденила и обжигала

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл московскую часть своего сезона 

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и Дмитрий Шишкин после исполнения Третьего концерта Прокофьева. ГСО РТ еще предстояло в тот вечер "рассказать" грандиозную эпопею Одиннадцатой симфонии Шостаковича. Фото пресс-службы ГСО РТ

23 сентября один из самых успешных музыкальных коллективов России – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан – дал в московском зале имени Чайковского первый концерт своего абонемент, уже несколько лет как ставшего одной из традиций столичной филармонии. Прозвучали произведения русской музыки ХХ века из числа краеугольных: Третий фортепианный концерт Прокофьева (солист Дмитрий Шишкин) и Одиннадцатая симфония Шостаковича.

ГСО РТ – первый из региональных коллективов, получивший собственный абонемент в главном московском филармоническом зале. Таков итог длящейся уже 11 лет совместной работы оркестра с его нынешним художественным руководителем и главным дирижером Александром Сладковским, выведшей коллектив в число лучших оркестров не только России, но и Европы.

Почему для старта цикла были выбраны именно эти произведения? В теперешнюю пору общение критика с исполнителями не так непосредственно, как в докоронавирусные времена, в артистические из зала не пройдешь, и я не могу сказать, каковы на этот счет аргументы дирижера. Возможно, для него, как и для многих причастных к симфонической музыке, конец сентября окрашен в шостаковичевские краски: 25-го – день рождения композитора, чтимого во всем музыкальном мире, а в нынешнем году эта дата юбилейная, отмечаемая в 115-й раз. Круглой цифрой выражается и счет прокофьевской эпохи, начавшейся ровно 130 лет назад. С другой стороны, разве нуждаются Прокофьев и Шостакович в каких-либо «датских» поводах? Оба – из числа тех, чье творчество для человека, чуткого к языку классической музыки – не изыск на исключительный случай, но хлеб насущный на каждый день. Тем более когда речь о таких капитальных произведениях, как Третий концерт и Одиннадцатая симфония.

Они столь же различны между собой – и столь же перекликаются по духу, как не похожи, но связаны общими культурными корнями их авторы. Концерт Прокофьева – одна из кульминаций света в музыке ХХ века. Симфония Шостаковича – одно из трагичнейших музыкальных полотен столетия. Но оба – сочинения глубоко русские, и не только по явной опоре на народную песенность, а и, пожалуй, по еще более глобальному свойству национальной культуры – стремлению самых крупных ее представителей к предельной ясности художественного языка, обращенности не только к интеллектуальной элите (что нередко случалось с первыми величинами, допустим, австрийского или французского искусства), но к целому обществу.

Прокофьев написал свой концерт в самую блестящую пору жизни – когда бесстрашная молодость передает эстафету полной зрелости. Кое-кто даже обвинял его – как можно было ну буквально в месяцы краха Российской империи воспарить в такую брызжущую радость? Но ведь сила сочинения определяется не его привязкой к конкретным историческим событиям, пусть даже таким значительным, а мощью таланта художника. Тем более что зарю века многие тогда воспринимали как старт новой, нацеленной в будущее жизни. Временные трудности уйдут, останутся созидание и свет, где спорить между собой смогут только хорошее и лучшее… Вот и в Третьем концерте одним из главных «сюжетных мотивов» мне слышится диалог между двумя одинаково прекрасными полюсами – пружинной энергией токкатных эпизодов и проникновенностью лирики. На протяжении всего сочинения оркестр пытается, если можно так сказать, «убедить» рояль, что не только в напоре пассажей и фигураций, но и в напевной мелодии – суть обаяния музыки. В главной теме первой части фортепиано весело смеется над нежной кларнетовой мелодией вступления, лишь в разработке пытаясь прислушаться к ней – здесь очень пригодились и мастерство оркестровых солистов, и моцартовская ясность звука пианиста, вместе с тем не исключающая и смелого напора, и остротЫ удара, и эксцентричности фразового штриха. Вторая часть – прямо-таки тренировка вестибулярного аппарата исполнителей и слушателей во все более головокружительных «прыжках» между мускулистой моторикой и волшебной картинностью вариаций на загадочную темку-марш, которой вполне можно было бы, вместо известной музыки Ильи Саца, иллюстрировать таинственные и манящие образы «Синей птицы» Метерлинка. Наконец, в финале оркестр и рояль приходят к согласию – и «пляшут» вместе, и «поют» сообща, довершая стройное солнечное здание концерта. Это было одно из самых гармоничных исполнений Третьего концерта, которые мне довелось слышать. А сыгранный Дмитрием Шишкиным на бис прокофьевский Этюд ре минор прозвучал эффектным постскриптумом, чей роскошный романтический росчерк продлил очарование основной вещи.

Четыре десятилетия спустя после написания Третьего прокофьевского концерта и следа от прекрасных иллюзий начала века не осталось. По крайней мере у такого человека, как Шостакович, который, в отличие от старшего современника, наблюдал события 1917 года не взлетевшим на высокую орбиту баловнем артистической жизни, а обыкновенным петроградским подростком, вместе со всеми читавшим на Невском списки расстрелянных «контрреволюционеров» и видевшим, как люди падали в обморок, находя там имена своих родных. Зато от тех «чтений», от террора 1930-х, от тяжких военных испытаний, от нарастающего давления власти на творческую личность осталось у Дмитрия Дмитриевича нерушимое чувство единства с народом и его трагической судьбой. Его он и постарался выразить в симфонии, формально имеющей посвящение жертвам революции 1905 года, по сути же рассказывающей о страшной истории России во всем ХХ веке.

Ее четыре части – это четыре картины-повествования о том, как горестный народный голос, на какой бы градус напряжения ни поднимался, не может перехлестнуть холодную, а временами и смертельно горячую, извергающую свинцовый огонь стену так называемого «государственного порядка». Драматургия, подкрепленная языком лейтмотивов (Шостакович любил и ценил Вагнера, чей художественный метод был знаком ему с ранних лет, со спектаклей Мариинского театра), предельно ясна – но как же сложно выстроена, со всем этим множеством цитат революционных песен, с громадной широтой горизонта – ведь ни одного, даже секундного перерыва нет в почти часовом звучании музыки, преодолевающей бесчисленные горные хребты кульминаций, проваливающейся в бессчетные и неизмеримые пропасти отчаянных затиший… Каким полководцем с железной рукой и чутчайшим слухом надо быть дирижеру, чтобы провести свое оркестровое воинство через этот леденящий и обжигающий музыкальный ландшафт! Через стылый «воздух» струнных в первой части, который не в состоянии согреть ни стонущая тема-песня (это самоцитата мотива «Гой ты, царь наш батюшка» из незадолго до того написанной хоровой поэмы «Девятое января»), ни набирающий силу хорал-возглас (другой мотив оттуда же, на слова «Обнажите головы!»). Через струнное фугато и перкуссионную канонаду второй части, где даже тот самый стоячий оркестровый «воздух» превращается в пулеметную дробь-хохот. Через похоронный марш третьей части на тему песни «Вы жертвою пали», в кульминации вдруг прорывающийся прекрасным и страшным мажором, будто солнце в просвет между безнадежными зимними петербургскими тучами высветило громадную скорбную процессию. Через отчаянный калейдоскоп скачущих мотивов финала – «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу», «Вихри враждебные»… Через гром траурного салюта и галоп литавр, в коде заглушающий даже народное заупокойное «пение» – потрясающее оркестровое воплощение рокового гоголевского вопроса, по-прежнему, как и 100, и 200 лет назад висящего над Россией: «Куда ж несешься ты?».

После такой эпопеи, казалось бы, и речи не может идти о бисах – но не таковы Сладковский и его оркестр, слишком любящие сцену и публику, чтобы просто взять и уйти. Да и публика, конечно, не торопилась к выходу – и казанцы проявили отзывчивость и чувство меры, сыграв лишь две миниатюры, зато какие: вальс из второй «Джазовой сюиты», поражающий простотой, надеждой и русской тоской, а затем – отчаянно удалой танец Ломового из балета «Болт». Лихость, сочность, несокрушимая жизненная сила – настоящий Шостакович!  

Ну и мы, в заключении заметки, не впадая в многословие, скажем о главных событиях, которые ожидают публику ГСО в стартовавшем сезоне. Он, как и положено коллективу такого ранга, обещает быть весьма насыщенным. Особый вес обретает фестиваль современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной – Софии Асгатовне исполняется 90 лет, и 30 октября в главной резиденции оркестра – казанском концертном зале имени Сайдашева – состоится ее авторский вечер, где прозвучат концерт для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» (с участием Вадима Репина, которому произведение посвящено) и «Гнев Божий». Пройдут и другие традиционные для оркестра фестивали – органный, татарской музыки имени Назиба Жиганова, «Рахлинские сезоны» (на этот раз посвященный симфониям Малера), «Белая сирень», впервые обретающая очень интересный акцент – в программе заявлены исключительно дирижеры-женщины… Конечно, продолжатся и гастроли, в частности тот самый московский абонемент: 9 декабря (произведения Бриттена и Холста со скрипачкой Аленой Баевой) и 6 марта (Моцарт и Рихард Штраус с мировой оперной звездой Альбиной Шагимуратовой). 17 января коллектив в память Валерия Халилова – погибшего 5 лет назад в авиакатастрофе лидера Ансамбля имени Александрова – исполнит в Большом театре Тринадцатую симфонию Шостаковича. А 26 апреля в Зарядье представит бокс-сет балетов Стравинского, который записал минувшим летом на Sony Classical. 

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5340
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4404
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...