Главная Культура 00:01 28 Июля 2023 4826
Вячеслав Гордеев: Жизнь – это постоянный бой с самим собой

Легендарный артист и на пороге 75-ти встает к станку вместе с танцовщиками своего «Русского балета»

Сергей Бирюков
И в зрительском кресле все мысли лидера коллектива – о том, что происходит на сцене. Фото предоставлены пресс-службой «Русского балета»

3 августа одному из самых знаменитых балетных танцовщиков и хореографов Вячеславу Гордееву исполняется 75 лет. Гордеев — это эталонное исполнение всех классических главных партий в Большом театре 1970-80-х годов, это любимый публикой десятков стран дуэт с Надеждой Павловой, это более четырех десятилетий творчества во главе Государственного академического театра «Русский балет». И это — независимый взгляд на искусство танца. А также честная до жесткости моральная оценка того, что происходит в артистическом мире на всех его уровнях, от массовки до звезд. Мыслями об этом народный артист СССР щедро поделился с «Трудом», с которым его связывает давняя взаимная симпатия.

— Вячеслав Михайлович, с чего все началось? Имел ли кто-то в родительской семье отношение к искусству?

— Родители служили на Тушинском машиностроительном заводе. Папа делал космические «Бураны», мама работала инженером-нормировщиком. Но, как я потом понял (в детстве все кажется само собой разумеющимся), оба были разносторонне одарены. Маме, например, ничего не стоило взять в руки гитару ли, аккордеон — и сходу заиграть. Пела так, что хоть сейчас на оперную сцену. А когда у нас дома появилось пианино — ученикам Хореографического училища полагалось его иметь, — то освоила клавиши быстрее меня.

Но я слегка забежал вперед. Сперва еще надо было этот мой путь в хореографию найти. Мама, с ее музыкальностью, устроила меня учиться на аккордеоне — до сих пор помню запах мехов того трофейного немецкого инструмента. Даже выучил на нем песню «Родина»: «Вижу горы-исполины»... Но не очень у меня это дело пошло. Тут по телевизору (у нас единственных в коммуналке был «КВН» с крохотным экраном, посмотреть передачи вечером вся квартира собиралась) показали фильм «Ромео и Джульетта» с Улановой. И так мне это понравилось, что я, к тому моменту пятиклассник, попросил маму отвести меня в кружок танца. На выпускной вечер этого кружка — тоже при авиазаводе, только другом, «Красный Октябрь» — пришел танцовщик Большого театра Михаил Каверинский. Пока я на сцене прыгал, гнулся, делал шпагаты, мама спросила: есть у этого мальчика данные? Михаил Михайлович подтвердил: да, стоило бы показать его в нашем училище.

Вообще-то мама хотела устроить меня в другое училище — Суворовское музыкальное. Думала, вот лучшее место, где дисциплинируют гиперактивного тушинского мальчишку, который дрался во дворе, из рогатки стрелял... Самое интересное, что меня туда и приняли! Хотя требования по здоровью и всему прочему были очень жесткие... И вот мы с мамой идем из приемной комиссии с Лубянки, я побрит по-суворовски... А там, на Пушечной улице, располагалось Хореографическое. На дверях объявление: принимаем особо одаренных детей на 6-летнее обучение. Говорю маме: зайдем на всякий случай? Тебе же понравилось, как я танцевал... Зашли, меня проверили на чувство ритма, дали станцевать что-то под музыку (а дома у нас и танцевать по праздникам любили) — в итоге из шестисот желающих взяли троих: Васю Ворохобко, Юру Ветрова и меня. Позднее в наш класс пришли Саша Богатырев из Таллина, Паоло Подини из Италии, другие ребята. Педагоги тоже менялись. В предпоследнем классе нас взял Петр Антонович Пестов.

— Расскажите поподробнее об этом человеке, чье имя все его ученики произносят с благоговением.

— Петр Антонович — Наставник с большой буквы. Был с нами 24 часа в сутки, если считал это необходимым. А нам и вправду были необходимы не только эти дневные два, порой даже три занятия, но и его приходы к нам в общежитие (меня, хоть москвича, тоже туда взяли как живущего слишком далеко от Училища). А по выходным он звал нас к себе домой, кормил вкусным борщом — юноши, тем более танцовщики, всегда голодны — и как бы между делом спрашивал: а ты видел танец Барышникова? А трюки Юрия Владимирова в «Весне священной»?.. И мы получали ценнейшую информацию из первых рук.

— А затем — 21 год в Большом театре...

— То, что попал в него, считаю одним из главных событий в своей жизни. Вчера меня позвали на юбилейный вечер прекрасной балерины Светланы Адырхаевой. В который раз вошел в этот потрясающий зал — и поверьте, дух захватило от величия пространства, от самой атмосферы: костюмы, блеск бижутерии... Нахлынули воспоминания — как я пажиком стоял за троном короля, как жадно стремился увидеть все происходящее в этих стенах — вечера Плисецкой, гастроли «Ла Скала»...

Мне ведь после Училища предложили на выбор три места. В одном сразу платили 240 рублей — огромные по тем временам деньги. Для сравнения: Большой предлагал артистам кордебалета 98. Но я без колебаний сказал: только Большой.

Юный танцовщик Большого театра

Хотя работа здесь началась с инцидента. Еще в мой выпускной год коллектив Училища пригласили в Париж и Лондон. Успех был такой, что меня, уже зачисленного в ГАБТ, позвали выступить еще в 30 городах Франции. Под это дело Госконцерт создал концертную группу под руководством Раисы Стручковой — не посылать же одного «золотого мальчика», как меня тогда прозвали... Наконец возвращаюсь, и в лифте меня замечает сам Григорович (главный балетмейстер ГАБТа в 1964 — 1995 годах. —"Труд«): что-то я вас давно не видел, где вы были? Отвечаю: вы же сами отпустили меня на гастроли... Он: да-да, я забыл... Оказалось — за это время поставили в афишу «Пламя Парижа» и меня в этот спектакль, поскольку я еще в Училище танцевал па-де-де оттуда. Но разыскать артиста не смогли... Потом еще два месяца Юрий Николаевич никуда меня не ставил. Видно, нашептали ему, что рановато парню по Европам выступать, надо бы повоспитывать...

И вдруг — партия Арлекина в «Щелкунчике». Я не только станцевал ее — усложнил, увеличив количество пируэтов. Правда, при исполнении двух туров разножек меня снесло к директорской ложе. В антракте Григорович спрашивает: а если б еще тур надо было пройти, вы бы и в ложу прыгнули?.. Замечаю: вы только это увидели? А не разглядели, что ваша хореография дополнена?.. Он секунду помолчал, а потом говорит: да я и сам так хотел, но никто не мог исполнить.

Тут уж чередой последовали все главные классические роли. И зарплата стала, конечно, не 98 рублей. Но и работал я соответственно. Скажем, прилетаем в Мехико, где не то что танцевать — ходить с непривычки тяжело: высота 2500 метров, воздух разреженный. Но я уже бывал там прежде. Для проверки пробежал два километра — порядок, выдерживаю. И тут объявляют дополнительный «Спартак». Юрий Николаевич обратился к Владимиру Васильеву — тот отказал. Спрашивают меня — станцуешь? Да конечно... Или в Америке у Миши Лавровского что-то происходит с ногой, а он в концерте исполняет Дон Кихота. Опять идут ко мне (хотя у меня в том концерте уже была своя работа), и опять выручаю: Дон Кихота я тогда мог хоть без разогрева даже в тесных джинсах станцевать...

Отношение стало меняться, когда появился наш дуэт с Надеждой Павловой. Возникла конкуренция с Наталией Бессмертновой — супругой Юрия Николаевича. И нас стали отодвигать.

Например, всю роль Ромео Юрий Николаевич со мной отработал — но первый премьерный спектакль отдал Богатыреву с Бессмертновой. Тут Саша подворачивает ногу, и мне звонит завтруппой Петр Хомутов: станцуешь завтра генеральную репетицию?.. Переспрашиваю: с Павловой?.. Нет, с Бессмертновой, а с Павловой — вторую генеральную... Я: но хотя бы премьеру мы с Павловой станцуем?.. Ответ: нет, с Бессмертновой.

Дуэт Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева навсегда остался одним из самых легендарных в истории мирового балета

Несмотря на все это я считаю Юрия Николаевича одним из моих великих учителей. И сочинять хореографию я научился, глядя, как он ставит. И многое из науки руководства подсмотрел у него — мудрого, глядящего далеко вперед человека. И сейчас уже не обижаюсь на то, что в конце 80-х вместе с когортой звезд попал под гребенку увольнения. Хотя был на пике формы. Но ведь и ему надо было освобождать место для приходящей в театр молодежи...

— Большой театр в ту пору был коллективом или собранием звезд?

— У себя дома — наверное, больше вторым. Плисецкая смотрела в свою сторону, Васильев в свою. Лиепа, Тимофеева — все они, конечно, танцевали общий репертуар, но и свои дорожки прокладывали. А что, думаете, при предыдущих поколениях было по-другому? Леонида Лавровского (хореографа, автора того «Ромео и Джульетты», который поразил Славу Гордеева в детстве. — «Труд») в 1964-м из театра выдавили духом коллективизма?

Вот на гастролях — да, мы были коллективом, когда перед всеми стояла одна задача: представить великую страну и лучший в мире советский балет. Танцевали так, как никто на Западе не танцевал.

В составе участников постановки «Спартака» — с Надеждой Павловой, Мариной Тимофеевой, Светланой Адырхаевой, Марисом Лиепой

— А что скажете о сегодняшнем ГАБТе? Где и классика от Петипа до Григоровича, и хореография Ноймайера, Кранко, Уилдона, Майо, Посохова... Помню, в одном интервью вы, например, Ратманского назвали слишком радикальным для Большого хореографом...

— Ну, Ратманский все-таки наш воспитанник, у него хорошая школа, и развивает он нашу традицию. А вот то, что происходит в театре в целом — не наша традиция. При Юрии Николаевиче труппа имела свое репертуарное лицо. Сейчас его нет, сплошь и рядом можно услышать: этот спектакль в Париже танцуют лучше... Понимаете, «Спартак» или «Легенду о любви» нигде лучше, чем в России, и даже больше скажу — лучше, чем в Большом театре, не станцуют. При всех потерях до сих пор это так.

— Пора наконец поговорить о вашем «Русском балете».

— Его идея сформулирована уже в названии: это в первую очередь следование национальной балетной традиции. Само имя «Русский балет» мы осмелились взять после того, как поставили «Лебединое озеро» в редакции Большого театра, которую нам помогли восстановить такие мастера, как Марина Тимофеевна Семенова, Асаф Михайлович Мессерер, подаривший свою четвертую картину. А если обращаемся к современности, то тоже опираясь прежде всего на достижения ГАБТа. Таково, например, «Последнее танго», которое я впервые поставил в 1996 году в пору руководства балетной труппой Большого — кстати, для первого в истории ГАБТа вечера современной хореографии. Реконструировать его в «Русском балете» нам помогали исполнители того спектакля — Надежда Грачева, Сергей Антонов.

Разумеется, искусство хореографии должно развиваться. Более того — я категорически не принимаю сложившейся ситуации, когда молодым балетмейстерам, в том числе заканчивающим ГИТИС (где имею честь заведовать кафедрой хореографии), не находится серьезного коллектива и сцены, чтобы применить свой талант. Ради этого затеял два года назад проект «Русский балет. Лаборатория творчества», в рамках которого, например, созданы такие яркие спектакли, как «Лолита» Татьяны Василишеной, «Шут» Никиты Высоцкого...

Но, конечно, главное, чего ждут зрители — это по-прежнему классика. Не только у нас. В Китае мы — самая приглашаемая российская труппа. А Германия даже хотела включить нас в Книгу рекордов Гиннесса как иностранный коллектив, больше кого-либо приезжавший на гастроли — счет подошел к 35, когда грянула пандемия...

Правда, в самой России у нас нет собственной сцены — точнее, она общая с Губернским театром Сергея Безрукова, который любезно позволяет нам выступить трижды в месяц. Но это так, замечание в скобках.

«Русский балет» Вячеслава Гордеева — один из самых востребованных отечественных танцевальных коллективов

— Читатели бы не поняли, если б я не попросил вас рассказать подробнее об отношениях с Надеждой Павловой. Ведь когда-то вы были самой знаменитой сценической и супружеской парой в балете.

— Сегодня этих отношений нет. Хотя вы правы, пара была в центре внимания — при том, что танцевали также Максимова — Васильев, Кондратьева — Лиепа... На наши выступления — в Москве или, допустим, в 15-тысячном Ледовом дворце Уфы — милиция отряжала конные наряды, чтобы сдерживать толпы страждущих. Я искренне считал и продолжаю считать Павлову талантливейшей балериной. Когда мы выступали вместе, я порой забывал, что сам участник спектакля, а смотрел на нее как потрясенный зритель. Глядя на Надину сцену сумасшествия Жизели, плакал... Она по праву стала самой молодой народной артисткой СССР — и навсегда ею останется, поскольку с распадом той страны тема «народных» закрыта.

Однако артистический путь, как известно, усеян не только цветами. Сценическая карьера — не одни овации, но каждодневный тяжелый труд. За который жестокий театральный мир может отплатить не восторгами, а черной завистью. Допустим, балерине, которая несколько дней не позанималась и чуть «распухла», вполне могут бросить: чего это ты так разъелась? В том, кто обладает внутренним стержнем, подобные подколы лишь усиливают злость к работе над собой. Надежде, видимо, этого стержня не хватило.

Но я и после нашего расставания пытался восстановить сотрудничество. Звал ее танцевать «Спящую красавицу» — представляете, что значило для молодых участников «Русского балета» поработать с народной артисткой Союза? Но тем проектом дело и ограничилось.

— Вопрос навскидку: самое счастливое и несчастливое события в жизни?

— Радости — это и те гастроли с училищем в Лондоне и Париже, после которых я стал узнавать зрителей в лицо, потому что они ездили за мной из города в город. И победа на Международном балетном конкурсе в Москве. И встреча с такими потрясающими наставниками, как Пестов, Варламов, Григорович. И добрые отношения с Рудольфом Нуриевым, который оценил мой танец в Нью-Йорке в 1973 году, подарив на память два ящика пластинок, по большей части Моцарта, которого, считал он, надо знать целиком... Конечно, совершенно особая радость — рождение четверых моих детей: Любы, Димы, Никиты, Александра.

С подопечными на репетиции

Бед тоже хватало, скажу только об одной — разрыве ахиллова сухожилия, произошедшем на пике танцевальной карьеры, в 26 лет. Травма в том числе и психологическая: вчера ты был интересен всем, сегодня никому. Тогда я понял: в критической ситуации можно рассчитывать только на себя. Собрался — и уже через 6 месяцев мы с Павловой ехали в Оренбург танцевать «Мелодию» Дворжака. А еще через месяц я танцевал в Индии второй акт «Жизели» и па-де-де из «Дон Кихота»... До меня танцовщики после «ахилла» возвращались на сцену не раньше, чем через год, и никогда — в свой прежний репертуар. А я вскоре еще и премьеру «Икара» станцевал. Зоя Сергеевна Миронова, легендарный хирург-травматолог из ЦИТО, написала об этом случае в своей книге...

Легендарный прыжок Вячеслава Гордеева

— И сейчас, насколько знаю, вы заботитесь о поддержании формы.

— Да, ибо жизнь — это постоянный бой с самим собой. И победы — над эмоциональной нетерпимостью, физической расслабленностью. Обязательное занятие — зарядка. И, к вашему возможному удивлению — класс. Конечно, уже не тот, что 20 лет назад, не говоря о молодости, но два-три раза в неделю встаю к станку. Летом, когда коллектив разъезжается — один, а в сезон могу и с ребятами вместе.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7549
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7356
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?