Главная Культура 00:20 28 Мая 2021 13453
Кино из камыша

На экраны выходит хит Московского международного кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фильм «Последняя «Милая Болгария» снят по мотивам повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Кадр с сайта БФ href="https://www.kinopoisk.ru/picture/3642458/"> kinopoisk.ru

Фильм Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария» завоевал на недавнем ММКФ приз за режиссуру. По мне, картина екатеринбургского кинокудесника заслуживала Главного приза, но фестивальная мода на румынское кино склонила членов жюри наградить «Золотым Георгием» фильм «Засранка». Кстати, спорное решение послужило поводом для едких комментариев: дескать, на ММКФ уже побеждали «Отбросы» и «Лузеры», теперь дошла очередь и до «Засранки».

Впрочем, название фильма Алексея Федорченко тоже не выглядит чересчур привлекательным для массового зрителя. Не исключаю, это намеренный режиссерский ход. «Последняя «Милая Болгария» — кино рукотворное, штучной выделки, снятое по мотивам автобиографической повести классика советской литературы Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Выросшим на «Трансформерах» оно вряд ли будет интересно, и громоздким названием режиссер как бы подает знак «своим» зрителям, понимающим толк в неспешном авторском кино.

Федорченко очаровался книгой лет 30 назад, когда еще не помышлял о режиссуре. Грезил об экранизации, но не знал, как вместить в киноленту сложную структуру книги, состоящую как бы из двух частей: калейдоскопа пронзительных детских и юношеских воспоминаний, с одной стороны, и едва ли не научного психоаналитического трактата — с другой. Неслучайно никто из отечественных режиссеров даже не пробовал подобрать кинематографический ключ к этой прозе.

Зощенко, эвакуированный в 1941-м в Алма-Ату, считал свою выстраданную книгу вкладом в борьбу с фашистской идеологией (на ее страницах он, в частности, полемизирует с доктором Фрейдом). Одна только рукопись повести, которую писатель взял с собой в эвакуацию, весила 8 кг. Но охранительная критика встретила первую часть книги в штыки, обозвала писателя «мещанским хлюпиком, нудно копающимся в собственном интимном мирке». В итоге книга была запрещена к печати, а ее автор на долгие годы исчез из большой литературы.

Последнее обстоятельство, как я понимаю, подсказало режиссеру сюжетный ход для фильма. Его главный герой — молодой ученый-селекционер Леня (Илья Белов), который пытается вывести в Алма-Ате для бойцов Красной армии целебный сорт яблок, поселяется в комнате коммуналки, где до него жил известный писатель Семен Курочкин (один из псевдонимов Михаила Зощенко), пропавший при невыясненных обстоятельствах. От писателя остались только пальто и шляпа да пыльная папка с бумагами, которая и оказывается рукописью незавершенной книги.

Днем Леня проращивает яблочные косточки той самой «Милой Болгарии», на которую покушаются голодные дети, муравьи, птицы, по вечерам гуляет с синеокой хозяйкой комнаты Ольгой (Алена Артемова), а по ночам читает рукопись, в которой прихотливо перемежаются воспоминания автора о своих влюбленностях, душевных травмах, Первой мировой войне, революционном терроре. Леня пытается понять тайну его жизни и загадку внезапного исчезновения.

Федорченко называет свой фильм психоаналитическим детективом. Если это и детектив, то отнюдь не канонический. На самом деле режиссер, подобно неутомимому селекционеру, вывел в «Милой Болгарии» некий жанровый гибрид, соединив в рамках одного фильма драму, комедию, лубок, лирику, гротеск, японский театр кабуки, полиэкран. Снаряжать экспедиции в Санкт-Петербург, где родился и рос Зощенко, а тем более в «зарубежную» Алма-Ату, снимать там быт военной поры в духе, скажем, фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войн-ы» режиссеру показалось делом вторичным, да и неподъемным по бюджету. В итоге сняли фильм на Урале с местными актерами (засветились даже театральный режиссер Николай Коляда, писатели Роман Сенчин, Ярослава Пулинович) и в предельно условной, театрализованной манере.

В годы войны в Алма-Ату эвакуировали не только Зощенко, который рвался на фронт, имея пять орденов за участие в Первой мировой, но и едва ли не весь цвет советской культуры, включая мастеров кино. Именно там Сергей Эйзенштейн снимал знаменитый фильм «Иван Грозный», декорации которого были построены не из дерева и даже не из фанеры (где их взять в лихолетье), а из камышовых циновок, замазанных поверху побелкой. Федорченко довел прием до абсолюта. Его продюсеры скупили весь урожай камыша в стране, из которого в итоге был построен мир Курочкина-Зощенко: здесь городские дворцы, набережные Невы и даже военные блиндажи демонстративно сделаны из камыша, который не прячет на экране свою шершавую, пористую породу.

Несмотря на столь условный образный мир, смотреть фильм сколько-нибудь подготовленному зрителю будет не трудно, а увлекательно. Режиссерская энергия бьет ключом, экран двоится, троится, показывая происходящее с разных ракурсов, тут не заскучаешь. Действие переносится из туманного Санкт-Петербурга в пронизанную солнцем Алма-Ату, из дореволюционных альковов проституток — в мир советских коммуналок, из окопов Первой мировой — на съемочную площадку «Ивана Грозного», где Сергей Эйзенштейн (Александр Блинов) потешно репетирует с Николаем Черкасовым роль первого русского самодержца, а кинематографические опричники лихо справляют свои бесовские танцы.

В два часа экранного времени вбито так много контрастного материала, что в какой-то момент кажется, что мы смотрим два разнородных — по фактурам, эмоциям, колористике — фильма. Один — про тернистый жизненный путь и тяжелые душевные переживания писателя Курочкина-Зощенко. Другой — про солнечный мир Алма-Аты с ее восточными базарами, верблюдами, заезжими чудаковатыми киношниками, учеными, ботаниками. Но искусно выверенный финал все сводит в единое целое — подобно тому, как единым целым (воспользуюсь здесь сравнением Зощенко из книги «Перед восходом солнца») могут быть пушка и снаряд.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7041
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6221
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?