Недавно ВЭКС отпраздновал 90-летие. На торжествах вспоминали "этапы большого пути": как в войну тут выпускали гвардейские минометы "Катюша", как появились уникальные землеройные машины, незаменимые для прокладки каналов, строительства тоннелей и метрополитенов. Воронежский экскаватор поработал на Байконуре, БАМе, на магистрали "Амур"... Что же случилось с прославленным заводом?
Обычная история последних лет. Некая Воронежская лизинговая компания и фирма с загадочным названием "Форлейн" по-тихому провели операцию по "умышленному банкротству", погасили долги ВЭКСа (а он и сам бы рассчитался за год-два). Потом, как положено, появился внешний управляющий Юрий Тарасов. Специалистов от работы отстранили. Начались сбои с обеспечением металлом и другими материалами. Выпуск экскаваторов уменьшился в разы, а долги по зарплате выросли до десятков миллионов рублей.
На пресс-конференции губернатор Владимир Кулаков так охарактеризовал деятельность большинства внешних управляющих, взявшихся "вывести из кризиса" крупнейшие промышленные предприятия города: "У них задача - не избавить завод от долговой ямы, а раздербанить его - и дело с концом". Свой вывод губернатор подтвердил фактами. Например, у одного из таких столичных посланцев в управлении 36 предприятий, у другого - 54. Как правило, "управление" сводится к распродаже. Завод имени Калинина продали за 10 миллионов рублей, хотя только за землю, на которой он располагался, можно было взять в 100 раз(!) больше. Не стало гордости отечественного машиностроения - завода имени Ленина, распроданного за бесценок. Помещения сдаются в аренду под торговые залы, офисы и ночные клубы. Похоже, такую же участь готовят и ВЭКСу.
Чтобы этого не допустить, на предприятии создан антикризисный штаб по спасению. Его задача - найти добропорядочных инвесторов, готовых вложить деньги в производство экскаваторов. В том, что продукция ВЭКСа будет востребована, сомнений нет. Дорожное строительство в стране переживает настоящий бум - нужда в землеройной технике только возрастает. Уже поступило много заявок на экскаваторы с воронежской маркой из стран СНГ. Зачем же гробить завод?