
В Госдуме спешно разработан законопроект по борьбе с бездомными собаками: «С улицы — в приют, через 30 дней — эвтаназия». Поводом послужили очередные резонансные ЧП с нападениями псов на детей, произошедшие в нескольких регионах одно за другим. То ли собаки озверели, то ли люди — попробуй разберись...
Эти истории буквально раскололи общество. Одни подписывают в Сети петиции с требованием любой ценой убрать с улиц всех собак и выкладывают фото пострадавших от клыков детишек. Другие же напоминают об ответственности людей «за тех, кого приручили» и вопиющем дефиците гуманизма в нашем обществе, подкрепляя свои мысли фотографиями умильных собачьих мордашек. Но стоит обратить внимание на одно обстоятельство: во всех трагических случаях с нападениями псов собаки имели хозяев, однако под раздачу, как водится, попали бесхозные дворняги.
Напомним: в Сочи две хаски безжалостно набросились на третьеклассника и буквально отгрызли ему поллица. И как теперь этому мальчику жить? Между тем выяснилось, что собаки сидели на привязи голодными 12 дней, хозяин, живущий в другом месте, не удосужился их посетить. Паренек в реанимации, ему проведено уже несколько операций.
В Ставрополе хозяйские псы насмерть растерзали девятилетнюю девочку, катавшуюся с горки на ватрушке. Оказалось, выброшенных с окончанием летнего сезона дачниками собак пожалела и поселила у себя местная добросердечная бабушка, но уследить за ними не смогла. Старую женщину теперь костерят на все лады, всех псов в округе грозят уничтожить, а дачники: Какой с них спрос?
В Екатеринбурге мать закрыла своим телом пятилетнего сына от напавшего разъяренного ротвейлера. Собаку смогли отогнать от окровавленной женщины лишь через полчаса, когда появилась хозяйка. Соседи рассказали, что пес нападает на людей не впервые. Один из пострадавших даже судился с владелицей, но та так и не выплатила жертве компенсацию.
Статистика подтверждает этот факт: лишь ничтожное число всех нападений на людей (0,36%!) совершают собаки без владельцев. В остальных же случаях это хозяйские животные. В собачьих лидерах по эпизодам проявления агрессии числятся ротвейлеры, алабаи и хаски. «Так тех ли депутаты собрались казнить? — вопрошают зоозащитники. — Может, сто-ит наконец-то заняться реальной проблемой?»
Надо признать: в комитете Госдумы по экологии, возглавляемом Владимиром Бурматовым, неоднократно предлагали разумные идеи, что со всем этим делать. Во-первых, ужесточить ответственность за нападение собаки на человека. Чтобы наказание для нерадивых хозяев в зависимости от последствий составило до трех лет лишения свободы. Не уследил за своим псом — получишь уголовную статью. За несоблюдение правил содержания собак, в том числе за так называемый самовыгул, сейчас полагается смешной штраф в 1500 рублей — предлагалось поднять его до 50 тысяч.
Наконец, стоит четко регламентировать деятельность заводчиков, а точнее, домашних «разведенцев», бесконтрольно плодящих щенков и продающих их за копейки кому попало на «Авито». Чтобы собаки не попадали к неадекватным гражданам или не оказывались выброшенными на улицу. Ну разве не правильное предложение? Говорилось и о том, чтобы прописать в законе обязательный учет и идентификацию домашних животных — без этого не отследить, где чья собака бегает. Также предлагали передать полномочия составлять протоколы о нарушениях полицейским. Сейчас штрафы вроде бы есть, но кто их должен выписывать, непонятно.
Однако все эти меры воздействия на безответственных собачьих владельцев, которые снова и снова становятся виновниками беды, депутаты каждый раз откладывали на потом, ведь это станет непопулярным решением. А теперь и вовсе первым делом решили убить миллионы дворняжек. Немудрено: такой метод выглядит самым простым и доступным, а запрос на решение проблемы в обществе огромный.
Между тем эксперты напоминают, что в 1990-е в России уже практиковалась эвтаназия бездомных животных. И опыт показал, что такого рода меры неэффективны: животных на улицах не становилось меньше, проблема не решалась. Ведь на улицу люди выбрасывают все новых собак, и они активно размножаются. Любая популяция (кроме, пожалуй, людей) пытается восстановить свою численность. Именно поэтому затем была введена практика отлова — стерилизации — вакцинации — возврата (ОСВВ).
Быстро и гладко с ней не получилось: финансирование программы возложили на регионы, и большинство из них ее благополучно провалили. По словам главы Совета по правам человека при президенте РФ Валерия Фадеева, субъектам не хватает средств на содержание и стерилизацию бездомных собак. Определенные успехи в работе программы ОСВВ есть у Московской области, Татарстана и еще у нескольких регионов, там ситуация заметно изменилась к лучшему. Хотя программа могла бы быть эффективной по всей стране, если бы удалось стерилизовать всех бездомных собак в течение года-двух.
Изначально подразумевались приюты, гуманные службы отлова и пристраивания животных в хорошие руки, но во многих регионах ничего подобного и близко сделано не было. Зато не раз гремели скандалы по поводу хищений выделенных на животных бюджетных средств. Например, в Астрахани Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по фактам мошенничества при исполнении контрактов на отлов и хищения более 28 млн рублей.
В 2023 году регионам и вовсе отдали право самим решать судьбу бесхозных собак. И 13 субъектов России уже успели принять жесткие решения об их умерщвлении. В числе первых — все та же Астраханская область и Республика Бурятия. При этом бюджет «на собак» в таких регио-нах не уменьшился, а, наоборот, значительно вырос. Зоозащитники утверждают, что увеличились и коррупционные риски: «Кто проконтролирует, сколько времени мертвая собака провела в приюте и была ли она там вообще?» Они уверены, что уже существующую систему ОСВВ стоило бы довести до ума и сделать прозрачной, ведь в тех регионах, где она честно исполнялась, численность бездомных животных реально снизилась. Вместо этого умерщвление собак намерены распространить на всю страну.
Несомненно, есть в решении о повсеместной эвтаназии и этический момент. В школах на уроках литературы дети читают рассказы о добром отношении к животным, о том, что собака — наш лучший друг. Многие из них смотрели фильм «Белый Бим Черное ухо» и плакали. Но, оказывается, лучших друзей можно убивать, причем вполне законно.
Прямая речь
«В нашем городе прекрасная программа по отлову брошенных собак, — поделился один из казанских волонтеров. — Мэрией выделяются средства, дети ездят в приюты, проводятся уроки доброты. Как им потом сказать, что собаку, которую они навещали и на корм которой собирали деньги, просто убили? Кто-нибудь об этом подумал?»