Драгоценный груз покоится в трюмах корабля, затонувшего у берегов американского континента в 1942 году. Современная стоимость клада составляет 3,6 миллиарда долларов. На такие деньги можно спасти от финансовых передряг небольшую страну вроде Исландии или профинансировать повышение пособий всем безработным в нашей стране.
Американская компания Sub Sea Research, которая обнаружила судно, судя по всему, не собиралась сообщать о находке. Но чтобы заявить свои права на клад, организации пришлось обратиться в суд. Вся эта история покрыта завесой тайны: название судна и место его гибели хранятся в секрете. А пока корабль условно называют Blue Baron ("Голубой барон"). Известно, что покоится он на глубине 250 метров.
- 3,6 миллиарда долларов - это на порядок больше, чем "Газпром" потерял во время "газовой войны". Понятно, почему компания, сообщив о находке, предпочла скрыть большую часть деталей, - заявил "Труду" главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко. - Иначе со всего мира туда съедутся аквалангисты, и работы Sub Sea Research, на которые могли уйти десятки лет, окажутся напрасными.
Согласно официальному сообщению Sub Sea Research, в годы Второй мировой войны "судно вышло из одного из европейских портов". Оно должно было доставить в США крупную сумму в качестве оплаты по ленд-лизу (система, по которой Америка передавала союзникам боеприпасы, технику, продовольствие и сырье). Но до пункта назначения корабль не добрался.
Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран (какой именно - тоже неизвестно), оттуда последовало в сторону Нью-Йорка. В 40 милях от берега Гайаны корабль потопила германская подводная лодка U-87, выпустив по нему две торпеды. Погибли три члена экипажа, причем их национальность не называется. Все эти события происходили ориентировочно в июне 1942 года.
Основатель компании Sub Sea Research Грэг Брукс уверяет, что клад станет крупнейшей находкой в истории.
Правда, остаются юридические вопросы, решение которых может затянуться надолго. Кроме США на сокровища могут претендовать Россия, Великобритания и Гайана.
- Россия в ближайшее время должна сделать заявление о своих правах на часть груза. Насколько я понимаю, СССР в свое время такую претензию не выдвинул, - говорит "Труду" президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин. - Если обнаруженный груз принадлежал Советскому Союзу, то Россия как правопреемник СССР обладает всеми правами в отношении имущества. А вот поднимать корабль должен тот, кто его обнаружил, поскольку лежит он вне пределов территориальных вод Гайаны.
Сколько подняли золота
"Муланский корабль" (утонул в 1617 году, подняли в 1987-м). На нем шведские войска перевозили добычу, которая им досталась в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. Со дна Финского залива подняты два русских церковных колокола, драгоценности, оружие. Россия на сокровища не претендовала, и все они достались Финляндии.
Шведский флагман "Васа" (утонул в 1629 году, подняли в 1961-м). Потерпел крушение через 20 минут после того, как отошел от берега. Подъемом корабля занимались шведы. Это единственное полностью сохранившееся европейское судно XVII века находится в музее "Васа".
Крейсер "Эдинбург" (утонул в 1942 году, подняли в 1981-м). На борту корабля, который шел из Мурманска в Рейкьявик, находилось 465 золотых слитков. Подъем в Баренцевом море осуществлялся по договору между Великобританией и СССР. Удалось поднять 431 слиток, из них три четверти достались СССР, четверть - Великобритании.
Где лежат сокровища
1722 год. Испанский "Сан-Хосе" был потоплен британцами в территориальных водах Колумбии. На его борту находились золото, рубины и алмазы.Сумма сокровищ оценивается в 5 млрд. долларов.
1771 год. Корабль "Фру Мария" затонул в Балтийском море с грузом художественных ценностей для Эрмитажа.Корабль обнаружен в 1999 году, поднимут его только в 2010 году. Стоимость коллекции - несколько десятков миллионов долларов.
1867 год. Американский корабль "Оркней" затонул в Балтийском море. США купили у России Аляску за 11 млн. рублей, и большая часть суммы в золотых слитках была отправлена в Петербург на этом корабле.
1909 год. Корабль "Рипаблик" затонул в Атлантическом океане, столкнувшись с другим судном. Погибли 400 человек. На борту находились золотые монеты и ценности на сумму 1,5 млрд. долларов.