С 10 по 20 ноября в Кемерове прошел финал VI всероссийского фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра». Без малого 20 лет существует этот смотр популярных музыкально-театральных жанров, но в последние годы он очевидно взял второе дыхание, собирая все большее количество ярких спектаклей и представляя их публике одного из крупных регионов. Два года назад это произошло в Новосибирске, год назад в Екатеринбурге и вот теперь в столице Кузбасса.
О росте говорят уже сухие цифры: если год назад общее число заявок, пришедших из театров страны, приблизилось к 70, то теперь их было почти сто. На смену тогдашним 12 работам, отобранным экспертным советом для финального этапа, пришла 21 новая. И уже не восемь, а 14 спектаклей коллективным решением Академии «Музыкальное сердце театра» (в ней свыше сотни ведущих мастеров жанра во главе с композитором Максимом Дунаевским) победили в различных номинациях.
Конечно, как это наблюдается уже на протяжении нескольких десятилетий, ведущее положение среди жанров современного музыкального театра удерживает мюзикл. Ему подвластны любые темы и стили, от мировой литературной классики («Любовь. Чума. Верона», «Опасные связи») до шедевров отечественной драматургии («Маскарад», «Снегурочка», «Бесприданница», «Свадьба Кречинского»), от фолк-интонаций («Вечера на хуторе близ Диканьки») до почти оперной палитры красок («Дама пик»), от военной драмы («А зори здесь тихие») до лирической комедии («Служебный роман») и доброго гротеска («Призрак замка Кентервиль»). Но и традиционная оперетта – жанр гораздо более рискованный и чаще приводящий постановщиков к неудаче – показала, что рано списывать ее со счетов: если в прошлом году отборщики не смогли отыскать для финала ни одного достойного спектакля, то сейчас в программе фигурировал любимый многими поколениями публики «Севастопольский вальс».
Есть и потери – например, заглохло экспериментальное направление, в прошлом году интересно представленное «Преступлением и наказанием» московского Рэп-театра Льва Киселева. Будем надеяться, что творцы не потеряли интерес к поиску, но копят силы для новых рывков.
Были незадачи и другого рода, хотя, может быть, не столь очевидные. Так, из-за возросшего количества финалистов большинство из них получили неадекватно малое число призов. Простая логика: номинаций всего 18, значит и наград ровно столько. И хоть нет сомнений, что либретто спектакля «А зори здесь тихие» Омского государственного музыкального театра, сочиненное Нонной Кротовой, оценено по достоинству, эта постановка сильна и другими сторонами – композиторской, режиссерской, актерской. Нечто похожее можно сказать об «Обыкновенном чуде» Самарского ТЮЗа «СамАрт», порадовавшем не только сценографией Юрия Харикова. Об «Обыкновенном чуде» петербургского ТЮЗа имени А.Брянцева, сильном не одной лишь ролью второго плана (актер Иван Коряковский). О «Маскараде» Свердловской музкомедии (премия досталась дирижеру Юрию Крылову). О «Служебном романе» Нижегородского театра «Комедiя» (отмечена музыкальный руководитель Валерия Брейтбург). О «Маугли» санкт-петербургского Театра эстрады имени А.Райкина (приз оркестровщику Артуру Байдо). О виртуозном, неожиданно переосмысляющем Шекспира спектакле «Любовь. Чума. Верона» петербургского музыкально-драматического театра «Буфф» имени И. Штокбанта (композитор Максим Дунаевский вновь, как это уже не раз с ним бывало, попал в десятку, но не менее блистательна донесшая его замысел актерская плеяда). О весьма колоритном, поднимающем малоизвестный широкой публике пласт еврейской культуры мюзикле «Между двух миров» (ООО Медиа Группа Первый Еврейский) по пьесе драматурга начала ХХ века Семена Ан-ского (награждена лишь актриса Валерия Ланская).
Но эти финалисты хотя бы получили по одной награде. А как расценивать полное отсутствие призов у таких многократно номинированных спектаклей, как «Опасные связи» Новосибирского музыкального театра? Как «Бесприданница» Нижегородского камерного музыкального театра имени В.Степанова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Тюменского большого драматического театра,«Снегурочка» Калининградского областного музыкального театра?
Наградой нижегородской «Бесприданнице» стали «просто» аплодисменты публики. Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля
Да что говорить, если даже отмеченная самыми восторженными столичными рецензиями «Свадьба Кречинского» Малого театра осталась не у дел. Равно как упомянутый «Севастопольский вальс» Московского детского музыкально-драматического театра «Поколение», обаятельный и оригинальный по визуальному решению спектакль «Книга силы» Казанского государственного ТЮЗа…
Понимаю, тут проблема, с которой сталкиваются и другие фестивали, переживающие период бурного роста, когда на всех достойных не хватает официальных наград. И это, на самом деле, здОрово! Уж точно лучше, чем если б было наоборот… Но что же делать? Отчасти восстановил справедливость прошедший в предпоследний день праздника гала-концерт, заставивший вновь громко звучать имена признанных мастеров мюзикла – композиторов Алексея Рыбникова, Александра Журбина, Александра Пантыкина, Владимира Баскина, Кима Брейтбурга, Евгения Загота, того же Максима Дунаевского…
Но со всей очевидностью назрела необходимость в системе специальных призов, которая, конечно, означает дополнительные организационные и, главное, финансовые вложения. Тем не менее верю, что оргкомитет под руководством генерального продюсера фестиваля и премии Дмитрия Калантарова, уже добившийся столь ярких успехов, сможет продвинуться и в этом направлении.
Ну и отдадим должное лидерам голосования академиков – спектаклю «В джазе только девушки» Оренбургского государственного областного театра музыкальной комедии (награды Евгению Муравьеву за тексты песен и Марине Суконцевой за хореографию), «Мамонтенок» Московского театра мюзикла (костюмы Светланы Чазовой, роль второго плана Оксаны Костецкой), «Дама Пик» санкт-петербургского Творческого центра продвижения театра и кино «Глас Муз» (художник по свету Владимир Пономарев, актер Ростислав Колпаков, продюсер Софья Стрейзанд).
Очень рад я за ярко-драйвовый спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе» Донецкого республиканского академического молодёжного театра, признанный лучшей постановкой для детей, и «Авлабар, или Новую Хануму» МХТ имени Чехова, отмеченный за работу режиссера Виктора Крамера и как лучший спектакль всего фестиваля.
Приз за лучший детский спектакль уедет в Донецкий республиканский академический молодежный театр
За еще одну постановку я переживал особо. В восьми номинациях был выдвинут чудесный образец «доброй готики»– спектакль Музыкального театра Кузбасса имени А.Боброва«Призрак замка Кентервиль». И никак не мог пробился на пьедестал почета… пока уже под занавес церемонии не объявили самую, может быть, главную награду: приз зрительских симпатий совершенно заслуженно ушел к хозяевам праздника.
Спектакль Музыкального театра Кузбасса имени А. Боброва «Призрак замка Кентервиль» завоевал приз зрительских симпатий
Из прочих памятных моментов церемонии – Гран-при за вклад в музыкальный театр композитору Александру Колкеру (к сожалению, Александр Наумович не дожил до заслуженной награды – 1 августа патриарха отечественной популярной музыки не стало) и премия за партнерство – коллективу ГТРК «Кузбасс» за освещение праздника.
Рассказ о финале «Музыкального сердца театра-2023» был бы неполным, если бы я не сказал, что впервые спектакли смотра (до региона доехали девять постановок-номинантов – не все, но это больше, чем год назад, и я надеюсь, тенденция продолжится) прошли сразу в трех городах региона. Помимо Кемерова, это Новокузнецк и Прокопьевск. А в самом Кемерове резиденцией фестиваля, помимо Театра имени А. Боброва, стал новенький, с иголочки построенный филиал Российского государственного института сценических искусств (бывшего ЛГИТМиК).
Снимок на память о празднике в Кузбассе. Фото автора
Роскошное футуристическое здание с множеством аудиторий, студий и отличной учебной сценой приняло в своих стенах мастер-классы для молодых профессионалов жанра и церемонию подведения итогов. Здесь же нам объявили, что финал «Музыкального сердца театра-2024» пройдет в Самарской области.