Главная Культура 00:02 27 Октября 2023 5330
Белый конь Апокалипсиса

Театр «Эрмитаж» обратился к теме изгнанничества – вольного и невольного

Любовь Лебедина, театральный критик
Разрыв с любимой женщиной (Валерия Столбикова в роли Елены Николаевны), а до того утрата Родины лишают Александра Вольфа (Павел Мамонов) смысла жизни. Фото предоставлено театром «Эрмитаж»

Театр «Эрмитаж» вернул зрителям удивительного писателя первой эмигрантской волны Гайто Газданова, поставив по его роману «Призрак Александра Вольфа» спектакль «Слепые кони фортуны» о людях, потерявших родину.

Газданова, петербургского осетина, впитавшего русскую и мировую культуру, интересовал весь спектр человеческой натуры от высот добра до пропастей зла. Однако в России его произведения стали издавать скромными тиражами только начиная с 1990-х годов. Советская власть не простила службы 16-летнего паренька в белой армии и не разрешила 32-летнему Газданову вернуться в Россию в 1935-м. С фашистами он боролся в рядах французского Сопротивлении, вместе с женой укрывал еврейские семьи.

Главным университетом начинающего писателя стала не Сорбонна, куда ему, несмотря на всю шаткость положения изгнанника, удалось поступить, а сама жизнь. Работа ночным таксистом, дворником, грузчиком сближала с людьми, давала пищу для размышлений. И он как мог защищал суровую и трудную жизнь — собственную и своих героев, которые осмеливались идти поперек судьбы.

Тема жизни и смерти в разных ее проявлениях всегда волновала и художественного руководителя «Эрмитажа» Михаила Левитина. И вот дошел черед до перевода на сценический язык романа Газданова «Призрак Александра Вольфа».

Главный герой спектакля, он же рассказчик (артист Евгений Фроленков), на наших глазах совершает путешествие во времени — от юности на родине до зрелости в чужой стране. Настроение рассказа уже в прологе задают песни «Ходят кони» Дашкевича и «Белый конь» Шаинского. Мы видим выжженную бескрайнюю степь, готовую поглотить измученного мальчишку, мечтающего о глотке воды. Но это лишь начало испытаний. Словно из-под земли возникает всадник на белом коне (как тут не вспомнить про Апокалипсис), вскидывает ружье и целится в путника. Одна лишь секунда решает, кому жить. Неожиданно для себя, сквозь дрожь и проливной пот, юноша понимает, что, нажав на курок пистолета, попал в незваного гостя, и тот падает с лошади. Медлить нельзя, надо бежать, вскочив на гордого жеребца...

Пройдут годы, но память продолжит возвращать в момент поединка и бесконечно мучить счастливчика, которому хотелось бы верить, что тот человек тоже выжил. А тут еще не дает покоя недавно прочтенный рассказ «Случай в степи» некоего Александра Вольфа, в точности воспроизводящий случившееся в далекой России. Начинаются поиски фантома, похожие на детектив. Благо в русском ресторане Парижа уйма посетителей — может быть, кто-то знает этого Вольфа? Куда там. В модной столице Европы все заняты собой, это вам не радушная Москва, где русский человек всегда найдет плечо друга.

Михаил Левитин и художник Гарри Гуммель строят на сцене пестрый кафешантан с субретками, брызгами шампанского, ловкими официантами и доступными девицами. Кого тут только нет! И курчавый бандит Пьеро (Андрей Павлов), снимающий «ночных бабочек». И щелкопер на все руки Боссюэ, особенно поднаторевший в написании некрологов (Сергей Бесхлебнов). И трусливый инспектор Жан со смешным пистолетом в исполнении Владимира Дмитриева. Это сонмище случайных попутчиков, ловцов удачи погружает в атмосферу абсурда, фантасмагории, потери человеческого достоинства. Однако для молодого журналиста (им теперь стал наш герой) здесь и материал для публикаций в разных изданиях.

Среди местных персонажей выделяется колоритный тип в офицерской шинели, сохранивший остатки чести, презирающий праздную толпу и считающий себя истинным защитником России. Именно он, Владимир Вознесенский (актер Сергей Олексяк), организует молодому человеку встречу с загадочным Вольфом, некогда служившим с ним в одном полку и даже однажды спасшим от смерти. Узел странных совпадений затягивается настолько туго, что кажется — журналист задохнется от неожиданного открытия. Надо видеть, как несостоявшийся убийца не находит нужных слов, чтобы покаяться перед явившемся «с того света» Александром. А тот, давно разочаровавшись в людях и утратив с ними связь, относится к его исповеди со спокойным снисхождением и вовсе не собирается мстить. Жизнь, после утраты Родины и любимой женщины, не представляет для него большой ценности. Может, даже и лучше было бы ему тогда умереть в степи...

Есть в этом циничном равнодушии к себе что-то от лермонтовского Печорина, не правда ли? Павел Мамонов рисует своего героя скупыми, суровыми красками. Взгляд этого человека, кажется, потух навсегда. Куда он устремлен, что там находит? Столь неожиданная и странная встреча убеждает рассказчика (который, со всей очевидностью, есть альтер эго Гайто Газданова), что человек, превратившись в перекати-поле, лишается прежде всего самого себя: без цели и ценностей он лишь призрак.

По-моему, эта тема не потеряла важности и сегодня, на фоне бесконечных споров про то, стоит ли осуждать тех, кто покидает свою землю в пору тяжелых испытаний. Русский эмигрант и писатель Гайто Газданов давно решил этот вопрос для себя. И для нас тоже.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5328
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4393
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...