Главная Культура Афиша 00:10 27 Сентября 2024 4810
Любовь земная и небесная

За ее вечными образцами «Сатирикон» обратился к «Фаусту» Гете

Анна Чепурнова
Фауст и Гретхен - Даниил Пугаёв и Екатерина Воронина. Фото с сайта театра

В этом году в мире отмечают 275-летие со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гете, чье влияние на литературу разных стран, в том числе России, трудно переоценить. Правда, в драматическом театре его произведения у нас сейчас ставят довольно редко. Но молодой режиссер Сергей Тонышев в «Сатириконе» рискнул, и создал спектакль «Как Фауст ослеп».

Вообще-то обращение к трагедии Гете вполне логично, в том числе после недавнего гигантского всплеска интереса к фильму «Мастер и Маргарита». Ведь вдохновение для лежащего в его основе романа Михаил Булгаков во многом черпал именно из пьесы немецкого классика. И оперу «Фауст» писатель, по воспоминаниям его сестры, смотрел более 40 раз. А Борис Пастернак — ровесник Михаила Афанасьевича, автор отмеченного Нобелевской премией «Доктора Живаго» — сначала хотел назвать свой роман «Опытом русского Фауста». Кстати, во время работы над ним возникла горькая аналогия с одной из сцен пьесы — возлюбленная Бориса Леонидовича Ольга Ивинская, как и Маргарита, попала в тюремные застенки...

Правда, в нынешнем спектакле (между прочим, идущем в переводе Пастернака) об этом ничего нет, он поставлен именно по пьесе Гете, хотя и очень сокращенной. Но и это уже редкость для современного театра, где классика большей частью служит режиссерам лишь импульсом для сочинения новых, современных историй.

Спектакль начинается спором Мефистофеля с Господом о том, насколько слаб по своей природе человек. Дух отрицания в исполнении Дениса Суханова со своей слегка карикатурной свитой — вживую на сцене. А вот Всевышний присутствует только в виде очень узнаваемого голоса, принадлежащего руководителю театра Константину Райкину. Господь и его оппонент здесь — почти на дружеской ноге. Но Мефистофель выглядит как беспокойный неудачник, одержимый желанием взять реванш за свои вырванные в наказание за бунт крылья: на его лопатках их след — две кровавые полосы.

Уже поживший Фауст (Владимир Большов), чья судьба у спорщиков на кону, впервые предстает перед зрителями в операционной, не подозревая, что очень скоро препарировать станут его самого, только не телесно, а душевно. Разочаровавшийся в науке, усталый от самого своего существования и слегка циничный, он не колеблясь подпишет договор с Мефистофелем, и окрашенные в алый цвет листы бумаги разлетятся по сцене.

Живость в ученого, с помощью ведьминых чар снова становящегося молодым (в этом возрасте героя играет Константин Новичков), вдохнет строгая и красивая Гретхен (Маргарита) в исполнении Екатерины Ворониной. Девушка, несмотря на то что сама почти дитя («ей более 14 лет», — замечает Фауст, заставляя вспомнить, что в прежние времена были иные взгляды на возраст любви), сразу отнесется к объекту своего чувства очень серьезно. А герой окажется легкомысленнее, что в конце концов и положит трагический предел земного существования Гретхен. Но и в темнице перед казнью она будет выглядеть более стойкой и зрелой, чем раздавленный горем Фауст. Молодой актрисе удается убедительно передать образ исстрадавшейся, но все еще живущей любовью женщины. Ее платье со шлейфом (вызвавшим в памяти панно «Принцесса Греза» Врубеля) и в застенках остается белоснежным, как символ душевной чистоты несмотря ни на что.

Всему этому предшествует одна из самых пронзительных сцен в спектакле — воспоминание обесчещенной Гретхен о детстве. В нем их с братом укладывает спать мама (Лика Нифонтова), добродушно говорящая что-то по-немецки. Смысл слов здесь вторичен, главное — атмосфера уюта и ласковые интонации, с которыми женщина обращается к детям. Дочь она все время называет «meine Вlume» — мой цветок. Это — тот семейный рай, к которому так стремилась Гретхен, а вот ученый Фауст о нем понятия не имеет.

И в финале душа Маргариты, как идеал вечной женственности, к которому после творения Гете так стремились и русские поэты-символисты, не только становится на небесах проводником своего бывшего возлюбленного, но и, жалея, гладит по лицу главного виновника своих земных бед — Мефистофеля. Он, долго водивший всех за нос, сам в конце концов остался в дураках, переживая такое потрясение, что, кажется, за этим вот-вот последует раскаяние. В общем, «Сатирикон» можно поздравить с удачным спектаклем — тем более что разговор о несуетном и вечном в наше тревожное время как нельзя более уместен.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 2825
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...