
В Ясной Поляне прошел традиционный (каждые два года!) съезд семьи Толстых. На сей раз он был приурочен к 190-летию со дня рождения Льва Николаевича.
Традиция собираться в Ясной Поляне у московских Толстых возникла в прошлом веке. Когда директором музея-усадьбы стал праправнук Льва Николаевича Владимир Толстой, началось настоящее воссоединение потомков великого писателя. Правнуков и праправнуков разбросало по всему миру. Каждый пятый из ныне живущих наследников имеет шведское гражданство, потомки графа живут в США, Франции, Италии, Дании, Чехии, Великобритании, Бельгии, Уругвае: В Ясной Поляне внимательно относятся к фамильному древу, регулярно пополняя его новорожденными Толстыми. У писателя уже есть несколько прапрапраправнуков (например, Митя и Сережа Мажаевы), а вот с пятью «пра» пока никого.
В ХХI веке съезды Толстых стали международными. Работники музея навели мосты со всеми иностранными потомками — и практически каждый из них с тех пор хоть раз приехал на фамильный съезд. Для них важно чувствовать себя русскими хотя бы иногда. Большинство иностранных Толстых не владеют языком великого предка, зато у части шведской ветви есть традиция называть детей русскими именами: Николай, Дмитрий, Андрей, Таня. В этом году по Ясной Поляне бегали босиком белокурые Анастасия и Алеша, не знающие русского языка, но уже ощущающие себя частью большой семьи. Вместе с ними в традиционном прощальном футбольном матче между командами «Ясная» и «Поляна» принял участие писатель-депутат Сергей Шаргунов, недавно тоже «принятый в семью»: он женился на Насте, старшей дочери Владимира Ильича Толстого, советника президента РФ по вопросам культуры.
Вообще семейные съезды Толстых — это своего рода мини-модель правильного устройства общества. Здесь нет вражды и напряженности, здесь «патриоты» замечательно общаются с представителями «загнивающего Запада» и проникаются взаимными симпатиями.
В Ясной Поляне — большое строительство. Нет, конечно, в самой усадьбе все сохраняется, как при Льве Николаевиче, а вот перед знаменитыми въездными воротами возводится туристический центр. На территории администрации музея-заповедника достраиваются новые помещения фондо-хранилища и реставрационных мастерских, а также 4-этажное здание выставочного центра. Ведутся переговоры о том, чтобы в Москве появилось здание хранилища рукописей Льва Толстого. Но это вряд ли случится раньше 2028 года, когда будет праздноваться 200-летие со дня рождения писателя.
В этом году, кстати, отмечается 200-летие другого великого мастера слова — Ивана Тургенева. В связи с этим потомки Толстого посетили в усадьбе Ивана Сергеевича фестиваль «Песни Бежина луга», где насладились невероятной красотой этих мест и узнали о сложных отношениях двух гениев. В городе Чернь был открыт совместный памятник Тургеневу и Толстому. Писатели жили недалеко (по российским меркам) друг от друга, ездили в гости, отчаянно спорили по ряду мировоззренческих вопросов, ссорились, но потом мирились. На последнее письмо смертельно больного Тургенева Толстой ответить не успел — весть о смерти пришла раньше, о чем Толстой горько сожалел...
Программа нынешнего съезда была традиционно насыщенной. В первый день потомки гуляли по усадьбе, посещали дом и могилу Толстого, пили чай из самовара в кучерской избе, а вечером смотрели еще не вышедший в прокат фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения», основанного на реальных событиях из биографии Льва Николаевича.
Тему познания русской жизни продолжил показ документальной ленты «Каренина и я», рассказывающей о работе норвежской актрисы Герильд Маусет над ролью Анны Карениной. Она учила роль по-русски, а чтобы лучше понять героиню, отправилась в путешествие через всю Россию — из Мурманска до Владивостока.
В тульской галерее «Ясная Поляна» открылась выставка «Толстые. Бусы судеб», посвященная преемственности семейных традиций. Благо за примерами далеко ходить не надо.