Самое время вывесить на Останкинской башне огромный флаг с надписью «Не дождетесь!». А как иначе?! Ведь последние лет пять все дружно хоронили телевидение. Мол, еще немного, и интернет его окончательно «сделает». Причины для такого пессимистического прогноза были весомыми, о чем «Труд» неоднократно писал. Но вдруг картина разительным образом изменилась. Только за прошлую неделю количество зрителей традиционного ТВ увеличилось в разы. А все этот проклятый вирус!
Началось в Европе. Как только народ оказался на карантине, спрос на развлекательный контент начал стремительно расти. Не зная, чем себя занять, французы, испанцы и прочая западная публика принялись смотреть сериалы. Причем в таких количествах, что возникла реальная угроза — из-за перегрузки Сеть вот-вот полетит к черту. В итоге популярные онлайн-сервисы «Амазон», «Дисней плюс», «Нетфликс» и даже YouTube впервые пошли на беспрецедентные меры и снизили качество видео, чтобы сделать его полегче. В результате даже лица героев иногда стали неразличимы. Вот и пришлось вспомнить о старом добром телеприемнике.
У нас же роль карантина поначалу сыграли внеплановые школьные и студенческие каникулы. Исследования показывают, что во многом аудитория ТВ выросла за счет возрастной категории от четырех до 24 лет. А уж после того, как закрыли кинотеатры и ночные клубы!..
Резонный вопрос: если детям и молодежи все равно приходится сидеть дома, то с какого это перепугу они сменили монитор любимого компьютера на «голубой экран»? Решили посмотреть, как выглядит Владимир Соловьев? Ответим встречным вопросом. Во всякой ли семье есть ноуты для каждого ее члена? А если маму с папой отправили работать на удаленный доступ, то они им тоже необходимы, не так ли? Конечно, теперь у каждого сопливого первоклашки имеется смартфон. Но и он запросто может перекочевать в заботливые руки старшего поколения. Ему нужней, оно деньги зарабатывает.
Увеличилось и количество желающих посмотреть новости и общественно-политические ток-шоу, где, естественно, повесткой полностью завладела пандемия. Но от того, как она освещалась, от интонаций обозревателей, каких-то полунамеков, складывалось странное ощущение. С одной стороны, и ведущие, и их гости (вирусологи, политологи, психологи, всякие другие -логи, а также примкнувшие к ним звезды шоу-бизнеса) старались внушить оптимизм, чтобы народ совсем уж не унывал. С другой — и серьезность опасности нельзя было занижать. Получалось ни бэ ни мэ. Чувствовалась какая-то общая растерянность.
Много раз в течение последних двух недель успели процитировать Пушкина. В самых разных студиях прозвучали цитаты из «Пира во время чумы». И тогда в голову приходил каламбур, приписываемый Анатолию Звереву: «Пушкин — наше все. Пушкин — наше не все. Пушкин — все не наше...» Ну и так далее. Никто не произносил это вслух, но и без слов было понятно: телевизионное начальство и ведущие ждут обращения к гражданам нашего, действительно, всего. И вот президент выступил. По логике, следовало ожидать что тут же на всех каналах последует подробнейший разбор — по пунктам — речи главы государства. Дружное восхищение его мудростью и дальновидностью. Но — поразительно! — ничего подобного не случилось. Даже на государственной «России 1».
Сначала в «60 минутах» на вопрос Ольги Скабеевой, выдержит ли наша экономика меры, предложенные Путиным, известный ученый категорически заявил, что ее возможностей хватит максимум на месяц. Неутешительно как-то. А в «Прямом эфире» выступление президента и вовсе отошло на задний план. У программы была одна ярко выраженная цель: убедить людей, особенно пожилых, не выходить из дома. Повестка самая что ни на есть актуальная. И для начала показали череду мини-интервью. Дедушек и бабушек, мамочек с колясками, модно одетых молодых людей спрашивали, будут ли те покидать родные стены на предстоящей нерабочей неделе? Лишь единицы сказали, что постараются не делать этого. Ведь, как известно, береженого Бог бережет. Но подавляющее большинство, в том числе и граждане глубоко пенсионного возраста, менять свои привычки не собирались. Пройтись по магазинам, погулять в парке — почему бы и нет?!
Присутствующие в студии дружно убеждали аудиторию не делать глупостей. По скайпу к уговорам подключали звезд, в том числе и заграничных (Ивар Калныньш, Шэрон Стоун). В результате программа получилась скучной, но полезной. А вдруг благодаря ей кто-то спасет жизнь своих близких?! Вряд ли подобное удалось бы с помощью традиционных для этого ток-шоу тем — внебрачных детей и скандальных разводов.
Но вернемся к телевидению. Получится ли у того сохранить или даже развить успех? Вообще-то мастера ТВ сейчас находятся перед сложным выбором. Впереди нерабочая неделя. Следовательно, «ящик» окажется в центре внимания в еще большей степени. На эту мысль наводит опыт новогодних каникул. Понятно, что программу передач надо как-то менять, не показывать же изо дня в день обычный убогий набор для домохозяек, включающий в себя шедевры вроде «Модного приговора» и «Давай поженимся!». Но тогда что предложить? Советские комедии и концерты попсы? КВН и «Уральские пельмени»? Мультики про богатырей? Но какой-то момент неподходящий. Получится, как в вышеупомянутом «Пире во время чумы»...
Проблема, конечно, не судьбоносная. Чай не пандемия. Но факт тот, что от решения телевизионщиков во многом будет зависеть не только настроение людей. Чем интересней окажется эфир, тем большее их число предпочтет остаться дома.