Главная Культура 00:05 27 Января 2023 8045
Эта бомба рванула в «Новой опере»

Крещенский фестиваль открылся историей, актуальной от Адамса до наших дней

Сергей Бирюков
Участники первого в России исполнения знаменитой партитуры Джона Адамса. Фото автора

Крещенский фестиваль, традиционно проводимый московским театром «Новая Опера», и прежде приносил яркие открытия, но на этот раз он стартовал с премьеры, попавшей, кажется, в самое солнечное сплетение сегодняшней российской, да и мировой проблематики. Опера живого американского классика Джона Кулиджа Адамса «Доктор Атом», на Западе считающаяся одной из вершин жанра в XXI веке, а до России дошедшая впервые, поднимает острейший для человечества вопрос: всегда ли наша цивилизация, овладевая громадными силовыми ресурсами, несет благо миру и его будущему?

Речь о произведении, созданном Адамсом в содружестве с либреттистом (еще более известным как режиссер) Питером Селларсом для Сан-Францисской оперы к 60-летию первого экспериментального атомного взрыва и воспроизводящем события исторического дня 16 июля 1945 года на юге Соединенных Штатов. Физик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель проекта, испытывает сложную гамму чувств: радостное волнение от приближения к цели исследования, раздражение от растущего давления со стороны политиков и военных, смутную, но усиливающуюся тревогу за то, что принесет планете новая ядерная эпоха.

Эту гамму великолепно почувствовал либреттист. Его Оппенгеймер то возвышенно жонглирует философскими формулировками («Теперь мы знаем, что энергия может стать материей, и теперь мы знаем, что материя может стать энергией»), то, обращаясь к нежно любимой жене, цитирует ей страницами витиевато-символистские стихи Шарля Бодлера («В знойном пекле твоих волос я вдыхаю запах табака, смешанного с опиумом и сахаром; в ночи твоих волос я вижу сияющую бесконечность тропической лазури; на мягких берегах твоих волос я опьяняюсь смешанными запахами смолы, мускуса и кокосового масла»), то в минуту мистического озарения гипнотизирует сам себя страшным и прекрасным образом огненного Вишну из древнеиндийского гимна, который перетекает у него в не менее грозный образ карающей Троицы из 14-го духовного сонета Джона Донна. С этим возвышенным туманом, которым герой словно ограждает себя от жестокой правды, контрастируют четкие и рубленые реплики военного руководителя проекта генерала Лесли Гровса (его партию поет солист Новой оперы баритон Андрей Борисенко), не отягощенная нравственными рефлексиями речь физика Эдварда Теллера — будущего создателя водородной бомбы (бас Константин Федотов), языческие заклинания-предупреждения мудрой служанки Паскуалиты (меццо-сопрано Александра Саульская-Шулятьева)...

Сам Адамс утверждает, что стремился создать, вслед за Вагнером, новую «Гибель богов» с ее долгой, извилистой, но неотвратимо ведущей к роковой развязке драматургией. Пожалуй, здесь американец польстил себе: едва ли кому из сегодняшних авторов по силам тягаться с автором «Кольца нибелунга» и по яркости музыкального материала, и по силе проведения главной идеи — обличения гибельной страсти к мировому господству. Адамсу «не повезло» жить в эпоху, когда написано уже столько гениальной музыки, что проблематично представить себе новые, сравнимые по мощи композиторские открытия. Зато он может, стоя на плечах предшественников, пользоваться их достижениями — и реализует эту возможность сполна. Мы слышим в его текучей, рокочущей, шелестящей, поющей, переливающейся сотнями красок партитуре то отзвуки мистических гармоний «Симфонии псалмов» Стравинского, то подобие гимна Фортуне из Carmina Burana Карла Орфа, то отраженные громы скрябинского «Прометея», то леденящие удары Dies irae («День гнева») из вердиевского Реквиема, то эхо «лязгающих» токкат Шостаковича. В один из моментов показалось даже, что нас вдруг странным образом «выбрасывает» из нью-мексиканской духоты в смертоносный мороз Дворцовой площади, «кровавое воскресенье» на которой живописал в своей 11 симфонии «1905 год» Дмитрий Дмитриевич...

Удивительно, но Адамсу удается избежать прямой эклектики — эти «почти цитаты» вуалируются роскошной оркестровой тканью, изобретательной хоровой партитурой (впечатляюще переданными благодаря труду дирижера-постановщика Федора Леднёва, хормейстера Юлии Сенюковой и их подопечных). Некоторые моменты по-настоящему, волшебно красивы — прежде всего это относится к ариям Китти Оппенгеймер и ее дуэтам с Робертом (замечательное сопрано Екатерина Мирзоянц и приглашенный из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко баритон Дмитрий Зуев). А ощущение вторичности и некоторого многословия, усиливающееся во втором действии, снимается потрясающим финалом, где весь гигантский оркестр изображает галопирующее биение сердец сотен участников проекта, которому, я уверен, в эти секунды отвечает биение сердец в зрительном зале.

И все же самый сильный момент наступил для меня после всей этой музыкальной роскоши: грохот вдруг смолк, и в грянувшей тишине стали слышны слабые голоса. Вот женщина по-японски причитает: «Я не могу найти мужа, вы не видели его?», вот кто-то просит: «Нет ли у вас воды, дети хотят пить»... Научно-военная мысль победила, экспериментальная бомба взорвалась. Всего лишь несколько недель спустя такие же сотрут с лица земли Хиросиму и Нагасаки, убив сотни тысяч человек и сотворив на земном шаре громадную смертоносную радиоактивную зону...

«Новая опера» пока что предъявила лишь концертное исполнение партитуры — так здесь поступают время от времени, конечно, прежде всего из соображений экономии, но порой это неожиданно укрупняет (а не делает площе) произведение. Так и сейчас, на мой вкус, «Доктор Атом» отошел от жанра сценического триллера и приблизился к монументальной оратории-реквиему, рассказывающей, куда порой ведут самые красиво формулируемые намерения.

Ничего не напоминает из дня сегодняшнего?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9350
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7052
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?