Если спросить публику, особенно детскую, какой памятник в Москве нравится ей больше всего, то, думаю, ответ будет однозначный: знаменитая бронзовая скульптура Юрия Никулина со старинным автомобилем, поставленным на вечную стоянку у Цирка на Цветном бульваре. Менее известен другой, тоже колоритный московский монумент у метро «Спортивная», запечатлевший народного артиста в образе дворника Тихона из кинокомедии «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая. И совсем мало кто в курсе, что в столице есть целый музей Юрия Владимировича.
Хотя существует этот музей практически четверть века, почти с того дня, когда не стало самого Юрия Никулина, он пока не стал местом паломничества всех, кому дорого творчество замечательного, поистине народного артиста. Но таково обаяние великого комика и клоуна, что даже 25-летие его ухода из жизни здесь отметили в минувшее воскресенье, 21 августа, веселым праздником.
Музей возник в 1998 году. Работники благотворительного фонда помощи артистам «Цирк и милосердие», созданного в 1996 году самим Юрием Владимировичем, свезли сюда его личный архив (8 тысяч единиц хранения!), воссоздали домашний кабинет с письменным столом, книжными полками, фарфоровой горкой.
Можно сказать, что и само это помещение на первом этаже старинного доходного дома на Маросейке — памятник Никулину и его доброте. Основанный им для поддержки коллег фонд нуждался в крыше над головой, но все попытки обрести ее заканчивались неудачей, пока на прием к тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову не отправился лично Юрий Владимирович. Рассказал градоначальнику, насколько нелегок труд циркового артиста, как травмы, нехватка средств, бытовая неустроенность омрачают жизнь многих работников арены. Прибег и к своему фирменному «оружию» — угостил мэра доброй порцией анекдотов. Ну и кто ж после такого устоит? Юрий Михайлович, давний поклонник Никулина, выделил 282 квадратных метра. Не особо, конечно, разбежишься, но зато ведь в самом центре Москвы и безвозмездно!
Среди первых экспонатов здесь хранятся те самые распоряжения Юрия Никулина о материальной помощи ветеранам цирка, ходатайства о строительстве жилья для кочевого циркового племени (этих домов его заботами в одной только Москве выстроено три!). Но публика музея, отдавая дань этим гуманным жестам мастера, интересуется прежде всего другим. Тем, что относится к лично к Никулину, к его собственной работе в цирке и кино, которым он посвятил жизнь.
Например, вот этим здоровенным ботинком-картошкой, какой увидишь только в хозяйстве клоуна. Или кофром, с 1948 года и до конца дней служившим Юрию Владимировичу вместилищем для костюмов и мелкого реквизита во время бесчисленных гастролей. Или единственным в мире автомобильным номером с именем «НИКУЛИН», официально зарегистрированным ГИБДД. Правда, тот, что выставлен — не первый вариант, потому что табличку все время свинчивали фанаты. Хотя какой гаишник мог не узнать Юрия Владимировича в лицо? А еще в музейном хранении — сотни никулинских писем, в том числе написанные им родителям с двух войн, финской и Великой Отечественной. Пройденных им, фронтовым связистом, от звонка до звонка. Здесь же — его изумительные рисунки, которыми он иллюстрировал истории, рассказываемые малолетнему в ту пору сыну Максиму, или просто посвященные цирковым профессиям. Смешные, а иногда и колючие, будто одну картинку рисовал добрейший Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки», а ту, что рядом, — не чуждый мрачной иронии Балбес из знаменитой гайдаевской троицы киногероев. Да Никулин с одним только карандашом в руках мог бы построить блестящую карьеру карикатуриста или художника комиксов!
Некоторые рисунки Юрия Владимировича изрядно колючи
Большая часть этого богатства нигде не опубликована, так что тем, кому интересны все грани личности Юрия Никулина, бесспорно, сюда. К сожалению, с продвижением у музея проблемы. Ведь он не имеет никакого формального статуса — по сути, это еще одно доброе дело единомышленников Юрия Владимировича. Даже вывески нет, и за анонсами здешних событий надо «просто» ходить на сайт фонда. А между прочим, ходить есть за чем. Здесь регулярно рассказывают ребятам и взрослым о цирковых профессиях, устраивают концерты юных артистов, и многим их сверстникам эти рассказы помогают выбрать жизненный путь.
Одной из самых любопытных зрительниц, третьекласснице Полине, студент Госучилища циркового и эстрадного искусства имени М. Н.Румянцева (Карандаша) Павел Плотников приоткрыл секрет фокуса с монетками
Ну как не увлечься примером, допустим, девятиклассницы Арины Макаровой, уверенно осваивающей гимнастическое искусство эквилибра, или восьмиклассницы Анастасии Маэлян, уже умеющей устраивать сеансы волшебства, то есть показывать фокусы?
Арина Макарова (фото вверху) и Анастасия Маэлян еще только учатся, но уже немного волшебницы
Называю именно этих девочек, поскольку познакомился с ними на таком вот концерте, устроенном для публики в памятный день 21 августа. Обе учатся в Школе-интернате циркового искусства, что в столичном районе Кузьминки. Учебное заведение основано в 1995 году по инициативе Юрия Владимировича и с 2001 года носит его имя. Основной контингент — дети, оставшиеся без попечения родителей. Кстати, давая ребятам профессию, школа заботится и об обретении ими новых семей. Цепочка добрых дел, осененных именем Юрия Владимировича Никулина, продолжается. И это очень правильно.
Штрихи
Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, Global Look Press
Этот памятник Юрию Никулину, ставший любимым местом фотографирования детей и взрослых, был открыт 3 сентября 2000 года перед зданием цирка, где знаменитый клоун проработал более полувека. Автор памятника — скульптор Александр Рукавишников. Кабриолет Adler Trumpf, известный по фильму «Кавказская пленница», принадлежал самому Юрию Владимировичу. Бронзовый автомобиль был отлит в Минске, а фигура Никулина отливалась в Италии. По меркам памятников скульптурная группа еще молода, но следы популярности клоуна налицо: нос, некоторые части одежды Никулина и сиденья автомобиля отполированы до блеска поклонниками его творчества. И теми, кто трет памятник «на счастье»...