Фильм «Игры шпионов» обречен на повышенный интерес российских зрителей. И потому, что в нем, наряду с Бенедиктом Камбербэтчем, которого у нас всенародно полюбили после сериала о Шерлоке Холмсе, снимаются «наши люди» — Мераб Нинидзе, Мария Миронова, Кирилл Пирогов — и ни в чем не уступают звездному британцу. И потому, что фильм рассказывает о самом громком шпионском скандале ХХ века: осенью 1962 года КГБ провел успешную спецоперацию, арестовав полковника ГРУ Олега Пеньковского, работавшего на ЦРУ и МИ-6, и его британского связного, бизнесмена Гревилла Винна. Это первый игровой фильм, посвященный тем нашумевшим событиям.
Олега Пеньковского на родине до сих пор называют главным предателем Советского Союза. За 18 месяцев сотрудничества с западными спецслужбами он передал более 5000 секретных документов, касавшихся ракетного вооружения и военной стратегии СССР, а также данные о более чем 600-х советских разведчиках. Суд над Пеньковским после его разоблачения был громким и показательным. Он широко освещался в печати, стенограмма процесса была издана 100-тысячным тиражом, ее обсуждали в школах, вузах, трудовых коллективах. Пеньковского приговорили к расстрелу, а его имя стало символом изменника Родины.
Иначе трактуют фигуру и личность Пеньковского на Западе. Не питая иллюзий относительно его человеческих качеств (руководители британской разведки быстро разглядели раздутое эго потенциального перебежчика, его любовь к роскошной жизни, моральную нечистоплотность), в Лондоне и Вашингтоне до сих пор считают Олега Пеньковского идейным борцом с хрущевским волюнтаризмом. Якобы полковник ГРУ не доверял главе советского государства, склонного к непродуманным, импульсивным действиям, и своей работой на западные спецслужбы хотел (и во многом якобы сумел) предотвратить ядерную войну между СССР и США, которая казалась практически неизбежной на фоне Карибского кризиса.
Во всяком случае, британский режиссер Доминик Кук трактует фигуру Пеньковского (его играет Мераб Нинидзе) в таком, прямо скажем, спорном ключе. Впрочем, будучи арестованным в своей шикарной по тем временам московской квартире, Пеньковский перед лицом ничего не подозревающей жены (Мария Миронова) и юной дочери недвусмысленно называет себя предателем Родины, которому нет оправдания. В тюрьме он выглядит жалким, опустившимся, предавшим не только страну, но и своего напарника-связного, и это придает его образу необходимый психологический объем.
Но, впрочем, скользкая фигура Пеньковского, мотивы его поступков занимают внимание британских кинематографистов меньше, чем персона Гревилла Винна, который еще на уровне замысла стал главным героем фильма. В оригинале картина называется «Курьер»: специалисты из британских спецслужб, вербуя бизнесмена для шпионской деятельности, говорят ему, что он будет выполнять сугубо курьерские функции. Типа отвезти пакет в Москву, привезти передачу из Москвы — и все дела. И обещают оперативно вытащить его из советской тюрьмы, если он туда ненароком попадет.
Самое интересное в картине — это путь, который проходит на наших глазах Гревилл Винн, а вместе с ним и актер. Поначалу мы видим заурядного обывателя, чей кругозор ограничен масштабами мелкого, главным образом, посреднического бизнеса. В меру трусливого, в меру осторожного, в меру (иногда без меры) выпивающего. Осознанное желание послужить интересам британской короны, как это понимают Гревилл Винн и авторы фильма, постепенно делает из него мужчину, закаляет характер. А возникшая по ходу дела мужская дружба с Пеньковским толкает его на героический шаг: Винн рвется в Москву, чтобы попытаться спасти своего подельника, несмотря на то, что это становится смертельно опасным для него самого.
Маститый Камбербэтч совершает в этом фильме свой актерский подвиг, достойный, как мне кажется, оскаровских лавров. Ради финальных сцен в советской тюрьме, где его кормят какими-то помоями, заставляют справлять нужду в вонючее ведро, спать на грязном матрасе, избивают, а после попытки бунта забирают и матрас, — ради этих немногих сцен актер постригся налысо, похудел на 10, а то и на все 15 килограмм. Превращенный в ходячие мощи, актер играет одними фанатично горящими глазами, являя на экране образ героя с беззащитно выпирающими ключицами и несломленным духом.
В действительности Гревилл Винн оказался, увы, не таким уж героем — под давлением неопровержимых доказательств он во всем признался, выдал адреса, фамилии, явки. В итоге был приговорен советским судом к восьми годам лишения свободы: трём годам тюрьмы и пяти годам лагерей. Отсидел из них всего 11 месяцев, после чего британские власти обменяли его на советского разведчика Конона Молодого. За рамками фильма остался и тот красноречивый факт, что до встречи с Пеньковским Винн был не просто средней руки бизнесменом, а опытным разведчиком, он активно сотрудничал с британскими спецслужбами еще в годы Второй мировой войны.
Но простим авторам фильма эти и другие умолчания, случайную или намеренную (ради художественного результата) перелицовку реальных фактов. В конечном счете, не будем путать игровое кино с документальным. Расхождения между жизненной и экранной реальностью обнаружат сегодня разве только историки спецслужб да особо дотошные журналисты. А зрители увидят достаточно напряженный психологический триллер с яркими актерскими работами и аутентично воссозданным антуражем 60-х годов. Порадуются редкому и вполне успешному сотрудничеству западных и российских кинематографистов. Проникнутся антимилитаристским, пусть и отчасти декларативным, пафосом фильма под выразительный саундтрек Абеля Коженевски.
А кто-то, выходя из зала, возможно, мысленно перекинет мостик от эпохи холодной войны к нынешнему противостоянию России и США, то и дело грозящему перейти в горячую фазу. И произнесет про себя фразу, столь горестно памятную со времен Советского Союза: «Только б не было войны, только б не было войны»...