Главная Культура 00:06 26 Марта 2021 21408
Английский связной

На экраны вышел британский триллер про главный шпионский сюжет ХХ века

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Игры шпионов» с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Игры шпионов» обречен на повышенный интерес российских зрителей. И потому, что в нем, наряду с Бенедиктом Камбербэтчем, которого у нас всенародно полюбили после сериала о Шерлоке Холмсе, снимаются «наши люди» — Мераб Нинидзе, Мария Миронова, Кирилл Пирогов — и ни в чем не уступают звездному британцу. И потому, что фильм рассказывает о самом громком шпионском скандале ХХ века: осенью 1962 года КГБ провел успешную спецоперацию, арестовав полковника ГРУ Олега Пеньковского, работавшего на ЦРУ и МИ-6, и его британского связного, бизнесмена Гревилла Винна. Это первый игровой фильм, посвященный тем нашумевшим событиям.

Олега Пеньковского на родине до сих пор называют главным предателем Советского Союза. За 18 месяцев сотрудничества с западными спецслужбами он передал более 5000 секретных документов, касавшихся ракетного вооружения и военной стратегии СССР, а также данные о более чем 600-х советских разведчиках. Суд над Пеньковским после его разоблачения был громким и показательным. Он широко освещался в печати, стенограмма процесса была издана 100-тысячным тиражом, ее обсуждали в школах, вузах, трудовых коллективах. Пеньковского приговорили к расстрелу, а его имя стало символом изменника Родины.

Иначе трактуют фигуру и личность Пеньковского на Западе. Не питая иллюзий относительно его человеческих качеств (руководители британской разведки быстро разглядели раздутое эго потенциального перебежчика, его любовь к роскошной жизни, моральную нечистоплотность), в Лондоне и Вашингтоне до сих пор считают Олега Пеньковского идейным борцом с хрущевским волюнтаризмом. Якобы полковник ГРУ не доверял главе советского государства, склонного к непродуманным, импульсивным действиям, и своей работой на западные спецслужбы хотел (и во многом якобы сумел) предотвратить ядерную войну между СССР и США, которая казалась практически неизбежной на фоне Карибского кризиса.

Во всяком случае, британский режиссер Доминик Кук трактует фигуру Пеньковского (его играет Мераб Нинидзе) в таком, прямо скажем, спорном ключе. Впрочем, будучи арестованным в своей шикарной по тем временам московской квартире, Пеньковский перед лицом ничего не подозревающей жены (Мария Миронова) и юной дочери недвусмысленно называет себя предателем Родины, которому нет оправдания. В тюрьме он выглядит жалким, опустившимся, предавшим не только страну, но и своего напарника-связного, и это придает его образу необходимый психологический объем.

Но, впрочем, скользкая фигура Пеньковского, мотивы его поступков занимают внимание британских кинематографистов меньше, чем персона Гревилла Винна, который еще на уровне замысла стал главным героем фильма. В оригинале картина называется «Курьер»: специалисты из британских спецслужб, вербуя бизнесмена для шпионской деятельности, говорят ему, что он будет выполнять сугубо курьерские функции. Типа отвезти пакет в Москву, привезти передачу из Москвы — и все дела. И обещают оперативно вытащить его из советской тюрьмы, если он туда ненароком попадет.

Самое интересное в картине — это путь, который проходит на наших глазах Гревилл Винн, а вместе с ним и актер. Поначалу мы видим заурядного обывателя, чей кругозор ограничен масштабами мелкого, главным образом, посреднического бизнеса. В меру трусливого, в меру осторожного, в меру (иногда без меры) выпивающего. Осознанное желание послужить интересам британской короны, как это понимают Гревилл Винн и авторы фильма, постепенно делает из него мужчину, закаляет характер. А возникшая по ходу дела мужская дружба с Пеньковским толкает его на героический шаг: Винн рвется в Москву, чтобы попытаться спасти своего подельника, несмотря на то, что это становится смертельно опасным для него самого.

Маститый Камбербэтч совершает в этом фильме свой актерский подвиг, достойный, как мне кажется, оскаровских лавров. Ради финальных сцен в советской тюрьме, где его кормят какими-то помоями, заставляют справлять нужду в вонючее ведро, спать на грязном матрасе, избивают, а после попытки бунта забирают и матрас, — ради этих немногих сцен актер постригся налысо, похудел на 10, а то и на все 15 килограмм. Превращенный в ходячие мощи, актер играет одними фанатично горящими глазами, являя на экране образ героя с беззащитно выпирающими ключицами и несломленным духом.

В действительности Гревилл Винн оказался, увы, не таким уж героем — под давлением неопровержимых доказательств он во всем признался, выдал адреса, фамилии, явки. В итоге был приговорен советским судом к восьми годам лишения свободы: трём годам тюрьмы и пяти годам лагерей. Отсидел из них всего 11 месяцев, после чего британские власти обменяли его на советского разведчика Конона Молодого. За рамками фильма остался и тот красноречивый факт, что до встречи с Пеньковским Винн был не просто средней руки бизнесменом, а опытным разведчиком, он активно сотрудничал с британскими спецслужбами еще в годы Второй мировой войны.

Но простим авторам фильма эти и другие умолчания, случайную или намеренную (ради художественного результата) перелицовку реальных фактов. В конечном счете, не будем путать игровое кино с документальным. Расхождения между жизненной и экранной реальностью обнаружат сегодня разве только историки спецслужб да особо дотошные журналисты. А зрители увидят достаточно напряженный психологический триллер с яркими актерскими работами и аутентично воссозданным антуражем 60-х годов. Порадуются редкому и вполне успешному сотрудничеству западных и российских кинематографистов. Проникнутся антимилитаристским, пусть и отчасти декларативным, пафосом фильма под выразительный саундтрек Абеля Коженевски.

А кто-то, выходя из зала, возможно, мысленно перекинет мостик от эпохи холодной войны к нынешнему противостоянию России и США, то и дело грозящему перейти в горячую фазу. И произнесет про себя фразу, столь горестно памятную со времен Советского Союза: «Только б не было войны, только б не было войны»...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?