Сооруженный в память о великой Сталинградской битве знаменитый монумент на Мамаевом кургане простоял полвека. А после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года. Такая вот примета времени.
Сегодня мало кто помнит, что величественная скульптура Вучетича «Родина-мать зовет!» — это еще и памятник, установленный на огромной братской могиле, в которой захоронено 35 тысяч солдат, в том числе более 15 тысяч непосредственных защитников «высоты 102» (так обозначался Мамаев курган на военных картах).
Здесь несколько лет после войны не росла трава, холм оставался черным, поскольку был нашпигован осколками бомб, мин и снарядов. Но в 1959 году бульдозеры выровняли верхушку под историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы».
Возможно, не нужно было сооружать его на костях, но идея памятника принадлежала Сталину, строился он при Хрущеве, а открывал Брежнев — и спорить с тремя генсеками не отважился никто. Хотя это был первый в стране целиком железобетонный монумент — на гранит денег не хватило. Но памятник сооружали после пуска железобетонного метромоста в Москве (тоже первого в СССР), очень быстро пришедшего в предаварийное состояние. То есть «звоночек» был, но никто из больших руководителей на него не отреагировал, политические соображения возобладали над всеми остальными.
А еще сталинградский монумент проектировался в 52 метра высотой, и перед установкой постамент велели еще нарастить, чтобы перегнать американскую статую Свободы. «Догнать и перегнать Америку» — лозунг того дня. Строить требовалось очень быстро, поскольку бетонный завод находился в 38 км от Мамаева кургана, и водителям давался лишь час на доставку, пока не затвердел бетон. Успевали не все...
И все же полвека монумент простоял. Хотя первую трещинку на нем заметили уже через год, а всего при остановке на реконструкцию насчитали в общей сложности 12 км (!) трещин.
По всем архитектурно-строительно-художественным законам такое сооружение нужно менять на новое. И, вероятно, изначально задумывалось именно так — первый запрос на финансирование составлялся с суммой затрат 2,2 млрд рублей. Заказчиком работ выступило подведомственное Министерству культуры РФ ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Но в тендере на историко-художественный объект всемирного наследия участвовали лишь две фирмы. Одна — ЗАО «Главзарубежстрой», то есть своя, домашняя. О второй нынче никто даже не вспоминает.