Главная Культура 00:01 25 Октября 2024 6464
Виктор Раков: Надо мечтать! Помните: мечты, бывает, материализуются

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена отправляется на фронт на поиски мужа... Народный артист России Виктор Раков, играющий семейного доктора Раевских, рассказал вашему корреспонденту о съемках, а также о своей 40-летней работе в театре «Ленком», где у него в эти дни новая знаковая роль — Клавдия в «Гамлете».

— Чем вас привлек проект «Княжна милосердия»?

— Прежде всего — замечательной командой. Я получил огромное удовольствие от общения с партнерами по съемочной площадке Машей Порошиной и Сашей Балуевым, играющих родителей главного героя. Всех нас объединил Леонид Белозорович, у которого в фильме «Дом образцового содержания» я уже снимался. Сейчас, когда узнал, что меня приглашают играть в такой компании, да еще в исторической костюмной ленте, уже не столь важно было, что за персонаж мне достанется. А он между тем оказался весьма интересным: сподвижник великого Пирогова доктор Ярославцев, стремящийся внедрять в жизнь передовые на тот момент врачующие технологии, человек немногословный, но знающий свое дело.

— На ваш взгляд, чем этот фильм будет интересен зрителям?

— Думаю, многим понравится характер главной героини, княгини Софьи, которая находит себя на передовой рядом с мужем. Этот поступок напоминает о женах декабристов, и вместе с тем Софья — пионер своего времени, потому что женщины-медсестры на войне тогда только начали появляться.

Персонаж Ракова — из числа благородным и передовых русских натур XIX века

— А в каких местах создавался фильм?

— В Турцию и Приэльбрусье мне съездить не довелось, съемки с участием моего персонажа проходили в основном под Санкт-Петербургом в усадьбе Елизаветино с очень красивым восстановленным дворцом. Ну и в самой Северной столице мы тоже поработали.

— В этом году исполнилось 40 лет, как вы служите в «Ленкоме». Праздновали эту дату?

— Нет, хотя в театре мне о ней напомнили и поблагодарили за работу. Можно сказать, отмечаю юбилей, выходя на сцену. И мне есть еще к чему стремиться: вот Александр Викторович Збруев служит в «Ленкоме» больше 60 лет. Чем не пример?

— У вас в театре сейчас новая роль — Клавдий в «Гамлете», поставленном Антоном Яковлевым. Много лет назад вы уже играли в «Гамлете» — Лаэрта в спектакле Глеба Панфилова. Тот опыт вам помогал в нынешней работе?

— Скорее мешал, потому что эта постановка — в прозе. А я еще помню, что в массовке, стоя на галерее, слушал, как Клавдий-Збруев в сцене коронации в самом начале спектакля читает стихи. Они у меня в памяти до сих пор. Текст же, который произносит мой Клавдий, сначала вызывал у меня такие же эмоции, как доска объявлений. Было непросто перенастроить себя, но я с этим вроде бы справился. Для меня важно понять замысел режиссера и быть ему соратником и единомышленником. В «Гамлете» заняты прекрасные актеры — Аня Якунина, Ваня Агапов, Аллочка Юганова... Да и вообще вся команда — и осветители, и монтировщики, и костюмеры, и реквизиторы, и музыканты — работает как единый механизм. Я очень уважаю профессионализм нашего коллектива — это самое дорогое из того, что нам осталось от Марка Анатольевича Захарова.

— Клавдия вы сейчас играете в очередь с Максимом Авериным, между тем Марк Анатольевич любил создавать спектакли с одним составом исполнителей...

— Да, но случались исключения. Мы с Димой Певцовым были заняты в одной и той же роли в «Ва-банке», с Сашей Балуевым — в «Вальпургиевой ночи», с Денисом Карасевым — в «Королевских играх», с Сережей Чонишвили репетировали «Мудреца». Я всегда рад играть с кем-то в очередь из-за возможности отлучиться на съемки. Сейчас кинопроизводство так выстроено, что на съемочной площадке тебя ждать никто не будет — условия жесткие, все считают деньги. Наш директор Марк Борисович Варшавер эту ситуацию понимает и ратует за то, чтобы у актеров в случае чего была в спектакле замена. В «Гамлете» в премьерных показах играет Максим, а я выйду на сцену только в ноябре. Повторений не боюсь, ведь мы с ним абсолютно разные — и по возрасту, и по мировоззрению.

— За 40 лет никогда не хотелось уйти из «Ленкома»?

— Бывало по-разному. Но три человека, чье мнение для меня важно — Инна Михайловна Чурикова, режиссер Валерий Яковлевич Лонской и моя мама, — говорили мне этого не делать, и я их слушал. А потом в какой-то момент ощутил себя частью театра, и понял, что уходить — значит лишать его моей посильной поддержки.

— Вспоминая Марка Анатольевича Захарова, что первое приходит на ум?

— Понятно, что все мы не вечны, но сказать, что его сейчас не хватает, — значит ничего не сказать. Я был воспитан Марком Анатольевичем и, как и другие его ученики, стараюсь нести на сцену все то, что он в нас вложил. Хотя молодежь в нашем театре, которая Марка Анатольевича не застала, может, и не очень нас понимает. Захаров воспитывал синтетических актеров, умеющих петь, танцевать, играть драматические сцены. И еще он учил быть непредсказуемым для зрителя, чтобы тот не смог предугадать, что произойдет дальше. Впрочем, о своем методе Марк Анатольевич сам написал в своей книге «Контакты на разных уровнях».

— Что определяло успех театра Марка Захарова?

— Он тонко чувствовал время, правильно выстраивал репертуар и умел так поставить спектакль, что тот попадал в сердца и мозги зрителей. Считалось, лучшая рок-опера Захарова — «Юнона и Авось», а лучший драматический спектакль — «Оптимистическая трагедия». К сожалению, в отличие от рок-оперы, его не сняли на пленку целиком, в записи остались только маленькие эпизоды, хотя в этой постановке участвовал весь цвет «Ленкома», включая Чурикову, Янковского, Леонова, Абдулова, Караченцова и многих других актеров, прекрасных и неповторимых. К счастью, я тот спектакль застал и благодарен Марку Анатольевичу за то, что все это было в моей жизни.

Съемки в кино и игра в «Ленкоме Марка Захарова» — две непременные основы профессиональной жизни Виктора Викторовича

— В театре и кино у вас есть актерские табу? Например, кто-то отказывается обнажаться, кто-то — играть маньяков...

— Раздеваться мне на съемках приходилось. А в телесериале «Закон» мой персонаж совершал ритуальные убийства — правда, под прикрытием неких идейных соображений.

— Снимаетесь ли вы у начинающих режиссеров?

— Дело в том, что многих режиссеров, с которыми я работал, уже и на свете-то нет. Так что, конечно, приходится работать с молодыми. Я к ним отношусь с уважением и готов им всячески содействовать.

— Вы играли Мастера в известной ленте Юрия Кары по булгаковскому роману. А новую экранизацию, снятую недавно Михаилом Локшиным, смотрели?

— Нет, не видел. Вообще к творению Михаила Афанасьевича я с годами стал относиться спокойнее. В молодости, как и многие, что-то в нем для себя с волнением искал, но теперь для меня этот роман — пройденный этап.

— Каких историй на экране сейчас не хватает?

— Жизнеутверждающих умных комедий без дуракаваляния и кавээновщины. Не ремейков, а чего-то нового. Хорошо бы, чтобы появлялись фильмы о наших ребятах, которые сейчас на передовой. Мне кажется, нам всем сейчас не хватает общей, сплачивающей идеи, близкой и детям, и взрослым. С советским прошлым распрощались, но что у нас теперь за общество, на чем оно стоит? Хочется каких-то светлых идеалов, таких, ради которых, как писал Маяковский, «и стоило жить, и работать стоило». Ну невозможно уже видеть по телевизору одних ментов и бандитов, убийства и грабежи.

— Что пожелаете читателям «Труда»?

— Чтобы все вирусы обходили их стороной. А еще надо мечтать. Помните: мечты, бывает, материализуются.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9344
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7045
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6235
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?