О том, что «Гранд Балет» – не просто красивое имя, ставшее уже привычным в Москве и других городах России, но серьезная, разветвленная танцевальная школа, воспитанники которой работают на лучших сценах страны, я знал и прежде – от тех, кто в ней преподает, а это ведущие артисты главных балетных трупп, включая Большой театр, высокие профессионалы хореографического искусства. Но зримо представить себе, насколько это здорово и многообразно, смог только сейчас, попав 20 мая на концерт учеников и их педагогов, посвященный 15-летию школы.
Об уровне «Гранд Балета» говорят уже имена тех, кто полтора десятилетия назад стоял у его истоков: это великие танцовщики Михаил Лавровский и Николай Цискаридзе. Михаил Леонидович, с тех пор организовавший собственную балетную школу, и сейчас остается верным другом «Гранд Балета», о чем свидетельствует то теплое, неформальное видеопоздравление, которое он в праздничный день прислал коллегам. А об участии Николая Максимовича в делах школы говорит сам его нынешний статус – он глава Попечительского совета учебного заведения.
Но, конечно, ничего бы не было без главного мотора дела – солистки Большого театра Марии Володиной, одной из звезд его сцены в 1980-х – 2000-х годах. Мария – дочь знаменитых танцовщиков ГАБТа Майи Самохваловой и Эрика Володина. Возможно, поэтому идея преемственности традиций стала для нее настолько значимой, что привела к созданию собственного учебного заведения. Точнее, заведений – балетные классы Марии посещают учащиеся в таких далеких от Москвы городах, как аргентинский Росарио или китайский Ханьчжоу. Кстати, в последнем учебный комплекс впрямую входит в систему «Гранд Балета», являясь его филиалом.
За 15 лет школу закончили сотни одаренных детей. Не у всех биография складывалась просто: кто-то, дерзая затем совершенствоваться в вузах (в том числе прославленной Московской государственной академии хореографии), не встречал там должного понимания и возвращался к педагогам «Гранд Балета», где находил то, чего ему недостало – и в конце концов вырастал в артиста, достойного быть принятым в одну из главных танцевальных трупп страны. Так, весьма серьезные и перспективные позиции ныне занимают Ксения Таирова (Большой театр), Анастасия Балуда (Приморская сцена Мариинского театра), Варвара Терешина (Театр балета La Classsique, Москва)… «Большое спасибо Марии Эриковне! Огромная благодарность Елене Геннадиевне Жуковой – педагогу, без которого я не была бы той, кем являюсь сейчас. С праздником, дорогой «Гранд Балет»!» – это слова одной из девушек, Вари Терешиной, прозвучавшие с видеоэкрана. Да простят меня ее коллеги, кого не смогу здесь процитировать – все они были столь же горячи и искренни в своих поздравлениях любимым учителям.
Однако главное в этот вечер происходило вживую на сцене. В первом отделении нам показали композицию из наиболее ярких эпизодов «Лебединого озера» Чайковского в классической хореографии Петипа, Иванова и Горского. Самые серьезные сольные партии взяли на себя артисты «Кремлевского балета» Олеся и Даниил Рослановы, Марк Ганеев, Амир Салимов, Алина Липчук и Полина Дияншина, а также Арутюн Арутюнян из «Русского балета». Но «оплели» их танец хореографическим узорочьем два десятка детей из «Гранд Балета», опекаемые Еленой Жаворонковой и другими педагогами школы, и это соединение мастерства и юности было совершенно органичным.
Испанский танец из «Лебединого озера» в исполнении детей
Название второго отделения «Дивертисмент», признаюсь, слегка расхолодило – этим словом порой называют необязательную, а значит скучноватую последовательность номеров средней степени милоты. Как же я ошибся! Это было едва ли не более увлекательно, чем первая часть вечера. Здесь-то ребята и проявили в полной мере разнообразие своих умений и талантов – разумеется, при поддержке педагогов. Диапазон – огромный, от «малышовых», физически несложных, но требующих вхождения в образ и точной ансамблевой координации танцев вроде «Пиццикато» (педагог Анастасия Романова), «Заводных кукол» (педагог Сергей Зверев) или «Пчелок» (педагог Ольга Ивата) до таких броских хореографически и актерски композиций, как исполненные учениками постарше «После заката» на музыку танцев фурий Глюка (педагог Аделина Леонова) или «Джунгли» на музыку из «Короля Льва» (педагог Наталья Лисовская).
Оказалось, в школе отлично учат и народному танцу («Калинка», педагог Сергей Сиротин), и джазовому («Аллилуйя» на музыку американской группы Blackness, Steam Heat из мюзикла «Пижамная игра», педагог Эльвира Таха). И, конечно, королеве всех танцевальных искусств – классической хореографии, образцы которой уверенно продемонстрировали ученики Елены Жуковой («Кумушки» Голейзовского на музыку Мусоргского, «Танец китайских кукол» Тихомирова на музыку Глиэра), самой Марии Володиной («Вариация подруг» из балета «Наяда и Рыбак» Пуни, роскошный «Вальс» из «Спящей красавицы» Чайковского)…
Вальс из «Спящей красавицы» в хореографии Марии Володиной
Казалось бы, после такой кульминации, как этот «Вальс», трудно придумать что- то более эффектное. Но, к хорошо разыгранному удивлению режиссера и ведущего вечера Филиппа Каплана и искреннему изумлению публики, взрослые и юные артисты – придумали! Вот в углу сцены появился рояль, рядом в полутьме замаячила фигура в капюшоне, из-под пальцев которой вдруг грянул бравурный «Марш» из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Развернулось шествие героев вечера, которое тут же переросло в сцену из «фирменного» мюзикла школы «Волшебные крылья», где не только хореографически, но и актерски и даже вокально лидировала харизматичная Фея, браво возглашающая: «Чтобы летать, мою систему нужно знать!». Мария Володина в этой роли показала себя еще и отличной актрисой, и певицей! А в пианистке, скинувшей капюшон, зал узнал Елену Жукову – воспитанницу, на минуточку, двух великих вузов: Хореографической академии и Московской консерватории, многолетнюю танцовщицу Большого театра, а ныне его концертмейстера.
Чтобы летать, систему Володиной нужно знать!
Вот такая вишенка на торте в конце вечера. Вот такие педагоги учат детей в «Гранд Балете»...
Мария Эриковна, с усталой улыбкой приняв за сценой мое (и десятков других зрителей) поздравление, сказала:
– Надеюсь, теперь мы наконец получим государственную лицензию на право называться колледжем и официально давать ребятам диплом артиста балета.
И добавила:
– Мы благодарны всем, кто помогает «Гранд Балету». Но, пожалуйста, передайте через вашу газету, что клуб наших спонсоров открыт и мы рады каждому его члену.
В самом деле, при столь впечатляющем росте дела (четыре филиала в Москве, один в Коломне) даже в центральном здании, что в районе Арбата, при наличии семи высококлассных учебных залов нет концертной площадки, для юбилейного вечера пришлось арендовать гостеприимный, но все же не свой клуб Института стали и сплавов…
– Такая школа, воплощающая в себе силу русского искусства, очень нужна, особенно в нынешнее сложное время – сказала одна из попечительниц «Гранд Балета», поэтесса и благотворитель Татьяна Рогозина. – Мы все будем и дальше стараться, чтобы она процветала.
Хорошо бы настроение Татьяны и ее коллег в полной мере разделили в Департаменте науки и образования города Москвы, в других структурах, от которых зависит продвижение благородного дела «Гранд Балета» Марии Володиной.