Главная Культура 16:17 24 Ноября 2021 3802
Музыканты – про Челлини, режиссер – про Феллини

Новую постановку оперы Берлиоза в Мариинском театре увлекательно слушать и тяжеловато смотреть

Сергей Бирюков
Сцена рассказывает нам историю скорее героев Феллини, чем самого Челлини. Фото Наташи Разиной предоставлены Мариинским театром

Понять приверженность Мариинского театра к опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини», уже в третий (!) раз за последние два десятилетия воплощаемой на знаменитых петербургских подмостках (премьера прошла 10-14 ноября), нетрудно. Авантюрный сюжет, где любовь и творчество отстаивают себя в классическом конфликте с корыстолюбием и интриганством; манящий и пугающий колорит Рима XVI века, сплетающий фарсовую комедию с кровавой драмой; наконец богатейшая партитура, насыщенная и выразительными соло, и мощными хорами, и головоломными ансамблями, и поражающими до сих пор воображение оркестровыми красками – мимо всего этого такой неуемный музыкальный лидер, как Валерий Гергиев, пройти не мог.

Вообще же опере этой крайне не везло: не встретив понимания при первой парижской постановке 1838 года, она не поймала сценическую удачу даже при возобновлении через 13 лет в Веймаре самим Листом, после чего на столетие вообще исчезла из мирового репертуара. Начала возвращаться в него лишь в 1960-е – к чести Ленинграда, он стал одним из первых городов мира, где это произошло (постановка Малегота 1969 года).

Мариинский театр впервые обратился к «Челлини» в 1999 году, представив в концертном варианте первую половину оперы. В 2007-м (обновление – в 2017-м) осуществил концертно-сценическую постановку, прославившуюся тем, что режиссер Василий Бархатов позвал в нее на разговорную речь рассказчика Сергея Шнурова.

Но уже тогда было ясно, что масштабы произведения требуют полнометражной сцены. Да и к славе Берлиоза, равно как к профессиональной репутации Мариинского театра и самого Валерия Гергиева, давно не требуются никакие паровозы в лице даже самых раскрученных рок-идолов. Вот, думаю, почему Валерий Абисалович решился на нынешнюю продукцию.

Насколько оправдан выбор Алексея Франдетти в качестве режиссера – вопрос. С одной стороны, тут можно увидеть некую традицию приглашения молодого, но уже вполне востребованного постановщика, каковым 14 лет назад являлся Бархатов, а сегодня его путь во многом повторяет младший коллега. С другой – у этой востребованности есть оборотная сторона, характеризуемая словом «тираж»: далеко не все из десятков постановок Алексея, особенно в провинциальных театрах, отличаются той же качественностью, что, допустим, «Суинни Тодд» в московском Театре на Таганке или «Иосиф и волшебный плащ его снов» в санкт-петербургском «Карамболе».

Нынешний мариинский «Бенвенуто Челлини» показался автору этой заметки более близким к первой, нежели ко второй категории. Хотя ничего не имею против идеи переноса действия из ренессансного Рима на съемочную площадку знаменитой киностудии «Чинечитта» ее золотых времен (сценограф – Вячеслав Окунев, костюмы – Виктория Севрюкова, хореограф – Ирина Кашуба). Собственно, пример тут подали уже либреттисты оперы, воспроизведя детали биографии Челлини весьма приблизительно – на самом деле своего «Персея», ваяние которого стало стержневым мотивом сюжета, он делал не в юном романтическом возрасте, а уже перешагнув порог 40-летия. Да и кино – по самой своей сути возможность свободно перемещаться по временам и местам. Но именно потому идея превращения скульптора в кинорежиссера, снимающего (а не отливающего) свое произведение под названием «Персей», чтобы не остаться банальностью, должна получить серьезное художественное обоснование.

Такового разглядеть не удалось – по крайней мере автору этой заметки. Какие прежде скрытые смыслы сюжета раскрыл нам Франдетти? Боюсь, никаких – ведь то, что подобная «веселая драма» (воспользуюсь моцартовским определением жанра) между двумя возлюбленными, между художником и заказчиком, между искусством и властью могла случиться в любые времена, очевидно и так, иначе нас бы не трогала сама опера.

Спору нет, какие-то моменты решены не без технического остроумия. Например, начало третьего действия (в мариинской постановке воспринимаемого как второе, поскольку между первыми двумя актами перерыва не делается): кроваво-красный свет, заливающий мастерскую Челлини, в точности таков, какой бывает в проявочной черно-белого кино, но он же напоминает о только что совершившемся убийстве (свет – Глеб Фильштинский). Драматична не только музыкально, но и зрелищно сцена, где друзья Челлини переживают за его висящую на волоске судьбу, сам же мастер на галерее в сполохах пламени «печет» (все-таки не снимает на кинокамеру?) скульптуру, от которой зависит и его будущее счастье, и сама жизнь.

Некоторые сцены действительно внушают трепет – ведь от взгляда Горгоны Медузы древние греки, говорят, вообще превращались в камень

 

Но с лихвой в спектакле и подробностей, вызывающих недоумение. Зачем эта невероятная пестрота костюмов, вплоть до маски Годзиллы и гигантского чучела Кинг-Конга? Ведь даже у карнавала есть свои пределы, за которыми он начинает восприниматься как обыкновенный бардак. А к чему световое табло с комментариями типа aplodismenty, или dolgiy krasiviy duet, или даже zamochim gada! (в эпизоде поимки Фьерамоски – незадачливого конкурента Челлини)? Это что – остроумно!? Где smeyat’sa, Алексей Борисович? Или – откуда идея проецировать на все, что ни попадется, от настольного монитора до гигантского задника, нарезку из фильмов, насколько я понял, Федерико Феллини? Не из случайного ли созвучия имен художников? Уж если «параллелить» судьбу легендарного скульптора, то, на мой вкус, скорее с Пазолини, в чьей жизни наряду с творчеством были и общественная борьба, и кровь…

Впрочем, довольно о зрелище, пора сказать о музыке – по моему старорежимному убеждению, главной составляющей оперы. Тут у Гергиева, можно сказать, просто не было шанса на неуспех. Любимое и давно разрабатываемое им произведение, конечно, было подано в блеске великолепия. Начиная прямо с роскошной увертюры – с ее стремительно летящих линий струнных, солнечно-золотого сверкания меди, «говорящих» деревянных духовых, какие можно услышать только у Берлиоза. С первой же громадной арии-сцены властного папаши Бальдуччи, с такой же развернутой и контрастной арии-исповеди его дочки Терезы, влюбленной в Челлини… А какие головоломные ансамбли, завершающиеся сумасшедшими стреттами, украшают финал первого действия (разъяренный Бальдуччи застукивает в комнате своей дочери притаившегося интригана Фьерамоску), конец второго акта (похищение Терезы посреди карнавала), сцену объяснения Челлини с папским кардиналом (в программке оперы – с самим папой Климентом VII, а на сцене – с генеральным продюсером «Чинечитты»)…

Музыка ставит все на место – опера в воспроизведении Валерия Гергиева и его артистов захватывает богатством ансамблей, стремительностью развития, яркостью симфонических красок

 

Из особенных удач отмечу все низкие мужские партии – надутого Бальдуччи (бас Денис Беганский), вкрадчивого Фьерамоски (баритон Егор Чубаков), пафосного кардинала-папы-продюсера (бас Юрий Воробьев). Обаятельный образ ученика Челлини Асканио создала Екатерина Крапивина (меццо-сопрано), отлично проведя и ансамбли, и большую арию из третьего действия.

Что касается главной лирической пары, тут сложнее. И Виолетте Лукьяненко (Тереза), и Ивану Гынгазову выпали партии исключительной эмоциональной и технической насыщенности, где есть и кантилена, и декламация, и долгие каденции-фиоритуры. Исполнители не теряют куража на значительных отрезках оперы, но когда необходимо забираться на крайние верхние ноты, им там, похоже, становится неуютно. Надеюсь, с таким опытным мастером, как Гергиев, они к следующим спектаклям распоются до настоящей вокальной свободы. Впрочем, у Валерия Абисаловича в запасе еще как минимум три состава солистов.

Многокрасочен хор, то таинственно зовущий из закулисных пространств, то воссоздающий сочную полифонию римских улиц (главный хормейстер – Константин Рылов).

Что же до оркестра, то его могу сравнить с богатейшей палитрой фонов на картинах Делакруа и других романтиков. И это далеко не только в описанной увертюре, но в многочисленных антрактах, увлекающих нас ритмом тарантеллы (перенесенным Берлиозом в широко известную увертюру «Римский карнавал» по мотивам оперы) или удивляющих неожиданным тембровым решением, как в третьем действии, где композитор словно поставил перед собой задачу – раскрыть для нас богатую и печальную (может, как раз от того, что обычно задавлена оркестровой массой) душу замечательного инструмента – тубы. Наконец, инструментальные «комментарии» щедро рассыпаны во всех вокальных номерах – то струнные отвесят любезный реверанс поющей в это время Терезе, то ворчливые фаготы, «поддакнут» брюзжанию Бальдуччи… Так выстраивается вокально-оркестровая симфония, делающая «Бенвенуто Челлини» предвестником самых смелых прозрений Вагнера, Мусоргского, Дебюсси в музыкальной драме.

Гергиев, конечно, прав в своей настойчивости: мы должны иметь возможность оценить это фантасмагорическое явление – музыкальный театр Гектора Берлиоза, к открытию которого на самом деле только подступаем. В Мариинке на следующий год уже заявлено «Осуждение Фауста». В Москве мы его знаем благодаря постановке Большого театра – к сожалению, мелькнувшей очень ненадолго. А вот о «Бенвенуто Челлини», тем более о грандиозных «Троянцах» в Первопрестольной пока и речи нет…

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?