Не припомню времена, когда в воздухе было бы разлито столько безнадеги и ощущения близящегося апокалипсиса. Оно, ощущение, исходит от знакомых и не очень людей, от говорящих голов в телевизоре и пользователей соцсетей. Но тут я гляжу на фото словенца Нино Батагеля — и мне становится неловко.
Самый глубокий в мире бассейн — в провинции Падуя, в 45 км от Венеции. Нино установил там мировой рекорд: за 12 погружений в течение 6 дней он прошел целый километр, каждый раз погружался в акваланге на 40 метров — максимально разрешенную глубину для дайвера-любителя. Что еще? Нино — тетраплегик, у него одна из тяжелейших степеней инвалидности. Из-за травмы 5-7-го позвонков он практически полностью парализован: без посторонней помощи только дышит и ограниченно двигает одним плечом. На суше его помощник — специально обученный пес Бен, а в воде — Бранко Равнак, знаменитый инструктор и президент Международной ассоциации дайверов-инвалидов.
Бранко всю жизнь обучает дайвингу инвалидов. Наш соотечественник из Анапы Никита Ванков с помощью Равнака тоже побил мировой рекорд, нырнув на глубину 43 метра. Но у Никиты парализованы ноги, а у Нино — все тело.
Двухметровому Бранко Равнаку за инвалидов обидно. Как правило, в категорию «колясочников» люди попадают случайно, по собственной глупости или из-за неожиданного ЧП. Неудачно нырнул Никита, не-удачно нырнул Нино. Играл на пляже в футбол, ветром унесло мяч в реку. Прыжок, удар затылком о подводную скалу — и для 22-летнего парня жизнь кончилась. Та, прежняя жизнь, полная постоянного движения.
«До травмы я учился на факультете мультимедиа и брался за любую работу — бармена, пожарного, экскурсовода, инструктора по катанию на роликах и водных лыжах. Занимался бобслеем», — рассказывает Нино.
Вот Равнак и спасает таких людей от последствий вынужденного сидения в коляске, от неизбежной депрессии, которая зачастую становится фатальной.
«Вынужденная постоянная поза, — объясняет Бранко, — это, помимо всего, и угроза для сердца, почек, мышц, и дикий стресс для человека, который еще совсем недавно вел активный образ жизни. А в воде почти нет гравитации, там любой человек двигается как космонавт. Мученик снова свободен!»
Инвалидов много, но кто из них пробует жить активной жизнью?! Единицы. А могут многие.
И главное тут не рекорды, а то, что человек улучшает свои жизненные показатели, по крупицам отвоевывает у судьбы утраченные возможности. Впрочем, даже среди таких страдальцев Нино Батагель уникум: он первый в истории инвалид с такой высокой травмой позвоночника, который сумел перенести предельное для любительского дайвинга давление — 5 бар. Для наглядности: это когда на каждый квадратный сантиметр тела давит гиря в 5 кг. О таких героях, как Нино, надо кричать на каждом углу, ведь это достижение наглядно показывает, как много может человек, не опустивший рук в самой что ни на есть безвыходной ситуации.
Нино в инвалидной коляске 13 лет. Ему сейчас 35, дайвингом занимается четыре года. У него квалификация CMAS P2. CMAS — это Всемирная конфедерация подводной деятельности, организация, основанная Кусто. В нее входит 3 млн подводников из 130 стран мира. Тренировки с Нино начались в 2019-м в барокамере на 5 бар медицинского факультета Люблянского университета. Нынешний подвиг был запланирован, к нему шли долго и кропотливо. Надо сказать, словенская медицина в плане инвалидов меня просто поражает. Я видела в Любляне на означенном факультете такие протезы и приспособления, такую машинерию исследований, что диву даешься! Среди клиентов тут нередки и арабские шейхи, это говорит о многом.
«Вода не дискриминирует, дискриминируют те, кто тебе говорит, что ты не можешь. А ты можешь! Можешь благодаря правильному подходу, тренировкам и команде. Сейчас у меня все хорошо. Я закончил-таки факультет мультимедиа, работаю в сфере социального маркетинга. И все так же много занимаюсь спортом: дайвинг, ручной велосипед, регби на колясках, танцы: А еще я хочу в космос. Летать! Это самое прекрасное чувство!»
А что если Нино и вправду полетит в космос? Я не очень удивлюсь.