Международный фестиваль «Молодежь. Театр. Фест» открылся в петербургском Театре юного зрителя. В этом году он юбилейный, 25-й. Помимо России, среди стран-участниц, представивших свои лучшие молодежные спектакли – Белоруссия, Армения, Казахстан, Турция, Иран, Ирак, Тунис, Бразилия.
Задуманный когда-то как локальный праздник юных театралов Северной столицы, за четверть века «ТеатрФест» вышел на уровень всемирного форума сценического искусства. Достаточно сказать, что в его разнообразной девятидневной афише мы найдем и творческую встречу с такой международной звездой, как сербский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, музыкант Эмир Кустурица.
Обращает на себя внимание также конкурс молодых драматургов, посвященный, как и традиционная на фестивале режиссерско-драматургическая лаборатория, в рамках которой он проходит, 225-летию А. С. Пушкина. Три лучшие пьесы из числа присланных на соревнование будут представлены фестивальной аудитории.
Да и вообще – кто следит за событиями театральной жизни города, в целом не скучной, отмечают, что такой насыщенной, как у коллектива с Пионерской площади, нет больше ни у кого. Взять хотя бы нынешний сезон или даже последние пару-другую месяцев. В них уложились три премьеры – спектакли «Кроткая. Монтаж» по повести Достоевского, «Царь-рыба» по повести-притче Астафьева (к 100-летию писателя), «Ретро» по пьесе Александра Галина. Упомяну и ежегодный, нынче тоже юбилейный, 25-й Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов (четыре страны-участницы, 16 городов).
А еще – возобновление спектакля по знаменитой пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» в постановке Александра Иванова. В 2013 году эта работа стала дебютом известного актера в режиссуре. Шла не без успеха. После «перезапуска» в минувшем марте с новыми исполнителями – недавними выпускниками театрального института (но, конечно, с неизменной Анной Дюковой в заглавной роли) стала аншлаговой.
Знаменитая пьеса была написана в 1981 году. С успехом прошла в ряде столичных театров. Стала основой для фильма Эльдара Рязанова. Сюжет предельно острый: компания юных негодяев пришла в дом к своей классной руководительнице как бы поздравить ее с днем рождения. Так говорят они сами, но быстро выясняется, что цель визита совсем другая: получить ключ от учительской, где хранятся экзаменационные работы, чтобы подчистить их и получить высокие оценки.
Тогда произведение получило широкий резонанс – но для большинства нынешних зрителей оказалось настоящим открытием. Многие реалии за последние 40 лет решительно изменились, но главные моральные проблемы, поднятые пьесой, остались столь же актуальными. И зал теперешнего ТЮЗа на этих представлениях полон старшеклассников, которые порой приходят целыми классами. Смотрят/слушают/сопереживают, как убедилась корреспондент «Труда»,так, будто эта история приключилась с их педагогом…
Добавим к этим удачам театра с Пионерской площади еще и масштабные гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» с его лучшими постановками «Варшавская мелодия», «Мальчики», «Спасите Леньку!» (последний – о Ленинградской блокаде). И последующий ответный визит питерцев в Новосибирск.
Интересно, что при всей родственности коллективов, а можно сказать и дружбе длиной почти в сто лет, подобный обмен произошел впервые. В далеком 1930-м в Новосибирск приехали девять энтузиастов из ленинградского ТЮЗа во главе с самим основателем тюзовского движения страны Александром Брянцевым, чтобы поставить и сыграть спектакль «Тимошкин рудник». Премьера прошла 10 июля. Эта дата считается днем рождения первого стационарного театра сибиряков, будущего «Глобуса».