Главная Культура 00:19 23 Ноября 2018 4554
«Спитак» – это фильм-реквием

Режиссер Александр Котт рассказывает о своей новой картине

Леонид Павлючик

29 ноября в российский прокат выходит фильм «Спитак». Показы картины приурочены к 30-й годовщине страшного землетрясения в Армении, которое унесло 25 тысяч человеческих жизней. Лента российского режиссера Александра Котта, известного по фильмам и сериалам «Ехали два шофера», «Брестская крепость», «Испытание», «Обратная сторона Луны», «Троцкий», уже получила весомый приз на Московском кинофестивале. А недавно была выдвинута от Армении на «Оскар». О работе над непростой темой режиссер рассказал кинообозревателю «Труда».

— Александр, когда произошла трагедия в Спитаке, вы учились в московской школе. Позже, учась во ВГИКе, вы вряд ли мечтали о постановке фильма на эту тему. Стало быть, это продюсерское кино?

— Да, мне предложила прочитать сценарий фильма, написанный Мариной Сочинской, продюсер Елена Гликман. И в этом смысле кино, наверное, продюсерское. Но оно очень скоро стало для меня «моим», «личным». Я проникся этой темой, когда начал серьезно готовиться к фильму. В силу возраста я мало знал о тех событиях. Помню, собирали посылки с теплыми вещами, игрушками детям Армении. Соревновались, кто больше отправит подарков. И это соперничество, увы, было важнее, чем осознание той трагедии, которая там произошла.

Сейчас, в мои 45, мне было интересно представить себя на месте событий. Как бы я себя повел, что бы чувствовал. Мне вообще интересна ситуация хрупкой границы между миром и войной, между покоем и трагедией. Когда все хорошо, а потом вдруг — плохо и страшно. Поэтому я не утверждал бы, что «Спитак» — сугубо продюсерское кино. Это словосочетание воспринимается многими, как синоним кино коммерческого, задача которого — собрать кассу. Наш фильм точно создавался не ради заработков, не ради кассы и бабла.

А насчет того, о чем я мечтал на ВГИКовской скамье, — фильм, которым я тогда грезил, я уже снял. Имею в виду «Испытание» — кино без единого слова, где изображение говорит само за себя. Это был такой режиссерский эксперимент. А здесь не было игры в режиссера. Работа над фильмом «Спитак» меня реально изменила — как человека, как личность. Этот опыт для меня стал даже более серьезным, чем съемки фильма «Брестская крепость». Трагедия в Спитаке — это все близко, это рядом. И это по-прежнему очень больно.

— Работа над картиной заняла три года. Почему снимали так долго?

— Во-первых, долго собирали материал. Изучали материалы в архивах, смотрели хронику, встречались с людьми, которые пережили трагедию. У каждого оказалась своя правда, свой угол зрения на произошедшее, нужно было найти точную интонацию для фильма.

Параллельно искали деньги для съемок. Для картины такого масштаба они, к сожалению, были небольшими. Хоть картина и является совместным производством России, Армении, Франции, но финансирование поступало по кусочкам. В итоге мы два года готовились к фильму, год снимали короткими блоками по пять, десять дней. Мы не торопили события, не было такой задачи — поскорее снять кино. Была задача снять искренний, честный, серьезный фильм.

— Были какие-то ограничения, внешние или внутренние, которые затрудняли работу над картиной?

— О внешних я уже сказал — это скромный бюджет. Никаких табу со стороны продюсеров не было. Я ни разу не услышал от них фразу: это снимать нежелательно, это показывать нельзя. Журналисты в последнее время часто задают мне вопросы про мародеров. Мол, почему сцен с ними нет в фильме, ведь в реальности мародеры были. Ответ мой прост: потому что кино не про это. Для меня куда дороже другие события, тоже, кстати, реальные. После землетрясения из тюрьмы выпустили зэков для разбора завалов, взяв с них слово, что они добровольно вернутся в тюремные стены после окончания работ. И они все до одного вернулись...

Трагедия в Спитаке прямо или косвенно задела каждого армянина. Это небольшая, сплоченная страна, они там все друг другу родственники или друзья. Поэтому для меня было важно не оскорбить людские чувства бесцеремонным вторжением в пережитую ими боль. В итоге при монтаже я даже отказался от нескольких, скажем так, чересчур жестких, страшных сцен, чтобы не смаковать трагедию, не провоцировать разжигание страстей.

— После Московского фестиваля о вашем фильме было написаны первые рецензии. В одной из них была такая оценка: «Зрителей в этом фильме не решаются заставить страдать. Больно не будет». Как прокомментируете ее?

— Как режиссер, я знаю, где у зрителей находятся те болевые точки, куда можно нажать и выдавить слезы. Я, наоборот, старался сдерживать эмоции актеров, чтобы на экране не было открытых переживаний. Когда я общался с людьми, пережившими трагедию, они удивили меня часто употребляемым словом «тишина». На месте трагедии все эмоции, по их словам, как бы приглушались. Люди работали без истерики, паники, слез. Даже когда доставали из-под завалов своих близких, делали это молча. Была тишина и стук разбираемых камней. Вот эту страшную, звенящую тишину хотелось передать на экране, не заставляя зрителей специально страдать. Но зрители, сужу по первым показам, все равно переживают.

— Не так давно на экраны вышел фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение», снятый на основе тех же событий. Возникают неизбежные сравнения...

— Я узнал о том, что снимается еще одно кино на ту же тему, запустившись с нашим фильмом. Ясно было, что фильм Андреасяна выйдет на экраны раньше нашего «Спитака». У меня на этой почве была возможность уйти с проекта, но я решил, что это было бы нечестно по отношению к людям, с которыми я встречался, общался. В итоге решил снимать фильм так, как я его изначально задумал, не оглядываясь на «Землетрясение».

Тем более, что подобные совпадения в современном кино не так уж редки. Темы, что называется, носятся в воздухе. Было два больших сериала о Екатерине Великой, два больших фильма о покорении космоса — «Время первых» и «Салют 7», сейчас на экране лоб в лоб сталкиваются два фильма о советских танках и танкистах...

Я посмотрел фильм «Землетрясение», как только он был готов. Не хочу сравнивать наши картины, это занятие не только неэтичное, но и бессмысленное. Мы пользовались, как я понимаю, примерно одними и теми же источниками — кинохроникой, фотографиями, но в итоге сделали разные фильмы. «Землетрясение» — это фильм-катастрофа с относительно большим бюджетом, он собрал, насколько я знаю, хороший бокс-офис. У нас кино более камерное, торжественно-спокойное. Я бы назвал его фильмом-памятью, фильмом-реквиемом.

— Землетрясение в Армении произошло накануне развала Советского Союза. Не было у вас желания «зарифмовать» две эти катастрофы века?

— Я думал об этом. В фильме есть такой кадр: на стене здания нарисована фреска, на которой изображены представители всех 15 союзных республик, которые держатся за руки. И по этой фреске проходит трещина. Я не акцентировал специально внимание на этом кадре, но для меня это и есть метафора, что огромная страна вскоре оказалась разрушенной.

Но, несмотря на то, что СССР доживал последние годы, трагедия в Армении объединила весь советский народ. Да и всю планету. Спасатели летели из многих стран мира, самолеты приземлялись каждые пять минут. Это было искренне проявление человеческой солидарности. Об этом, кстати, нам много рассказывал Николай Иванович Рыжков, который руководил спасательной операцией.

— Главную роль в вашем фильме сыграл армянский актер Лерник Арутюнян. Его герой после землетрясения возвращается из России на родину, чтобы спасти свою семью. Знаю, что планировали на эту роль другого актера, который сидел на тот момент в тюрьме...

— Да, было дело. Тот актер сбил на машине человека, получил срок. Президент Армении обещал разрешить нам снимать его в кино в таком режиме: днем актер работает у нас, а на ночь возвращается в тюрьму. А потом решил и вовсе его помиловать. Но эта процедура оказалась длительной, и к началу съемок актер не успел освободиться. Мы его заменили буквально в последний момент. Считаю, что в итоге оно и к лучшему. Лерник Арутюнян работал с такой самоотдачей, с такой внутренней болью, что лучшего исполнителя этой роли и представить себе нельзя. А тот актер вышел на свободу на год раньше срока, хорошо себя чувствует.

— И в заключение несколько слов о прокате и оскаровских перспективах вашего фильма...

— В Армении был очень непростой для меня показ фильма, снятого российским режиссером на армянском языке про армянскую трагедию. Для всех жителей страны трагедия в Спитаке — личная боль. Я волновался: примут кино, не примут. Приняли фильм хорошо. Сегодня показы в Армении продолжаются. Мне пишут, что на «Спитак» пошла молодежь. Для меня это главный итог трехлетней работы над фильмом.

В России оглушительного проката не будет. У нас, повторю, не коммерческое кино. На наш фильм пойдет тот зритель, который посчитает для себя это важным и нужным. После окончания проката — точную дату пока не знаю — будет телевизионная премьера фильма на канале «Россия», который является нашим партнером.

В связи с выдвижением фильма на «Оскар» начался небольшой прокат фильма и в Америке, куда я на днях улетаю. Будут показы в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Майами. Насчет оскаровских перспектив гадать не берусь. Расцениваю наши шансы как 1 к 87 — кажется, столько картин вошло в оскаровский лонг-лист...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5328
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4394
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...