Главная Культура 00:19 23 Ноября 2018 4503
«Спитак» – это фильм-реквием

Режиссер Александр Котт рассказывает о своей новой картине

Леонид Павлючик

29 ноября в российский прокат выходит фильм «Спитак». Показы картины приурочены к 30-й годовщине страшного землетрясения в Армении, которое унесло 25 тысяч человеческих жизней. Лента российского режиссера Александра Котта, известного по фильмам и сериалам «Ехали два шофера», «Брестская крепость», «Испытание», «Обратная сторона Луны», «Троцкий», уже получила весомый приз на Московском кинофестивале. А недавно была выдвинута от Армении на «Оскар». О работе над непростой темой режиссер рассказал кинообозревателю «Труда».

— Александр, когда произошла трагедия в Спитаке, вы учились в московской школе. Позже, учась во ВГИКе, вы вряд ли мечтали о постановке фильма на эту тему. Стало быть, это продюсерское кино?

— Да, мне предложила прочитать сценарий фильма, написанный Мариной Сочинской, продюсер Елена Гликман. И в этом смысле кино, наверное, продюсерское. Но оно очень скоро стало для меня «моим», «личным». Я проникся этой темой, когда начал серьезно готовиться к фильму. В силу возраста я мало знал о тех событиях. Помню, собирали посылки с теплыми вещами, игрушками детям Армении. Соревновались, кто больше отправит подарков. И это соперничество, увы, было важнее, чем осознание той трагедии, которая там произошла.

Сейчас, в мои 45, мне было интересно представить себя на месте событий. Как бы я себя повел, что бы чувствовал. Мне вообще интересна ситуация хрупкой границы между миром и войной, между покоем и трагедией. Когда все хорошо, а потом вдруг — плохо и страшно. Поэтому я не утверждал бы, что «Спитак» — сугубо продюсерское кино. Это словосочетание воспринимается многими, как синоним кино коммерческого, задача которого — собрать кассу. Наш фильм точно создавался не ради заработков, не ради кассы и бабла.

А насчет того, о чем я мечтал на ВГИКовской скамье, — фильм, которым я тогда грезил, я уже снял. Имею в виду «Испытание» — кино без единого слова, где изображение говорит само за себя. Это был такой режиссерский эксперимент. А здесь не было игры в режиссера. Работа над фильмом «Спитак» меня реально изменила — как человека, как личность. Этот опыт для меня стал даже более серьезным, чем съемки фильма «Брестская крепость». Трагедия в Спитаке — это все близко, это рядом. И это по-прежнему очень больно.

— Работа над картиной заняла три года. Почему снимали так долго?

— Во-первых, долго собирали материал. Изучали материалы в архивах, смотрели хронику, встречались с людьми, которые пережили трагедию. У каждого оказалась своя правда, свой угол зрения на произошедшее, нужно было найти точную интонацию для фильма.

Параллельно искали деньги для съемок. Для картины такого масштаба они, к сожалению, были небольшими. Хоть картина и является совместным производством России, Армении, Франции, но финансирование поступало по кусочкам. В итоге мы два года готовились к фильму, год снимали короткими блоками по пять, десять дней. Мы не торопили события, не было такой задачи — поскорее снять кино. Была задача снять искренний, честный, серьезный фильм.

— Были какие-то ограничения, внешние или внутренние, которые затрудняли работу над картиной?

— О внешних я уже сказал — это скромный бюджет. Никаких табу со стороны продюсеров не было. Я ни разу не услышал от них фразу: это снимать нежелательно, это показывать нельзя. Журналисты в последнее время часто задают мне вопросы про мародеров. Мол, почему сцен с ними нет в фильме, ведь в реальности мародеры были. Ответ мой прост: потому что кино не про это. Для меня куда дороже другие события, тоже, кстати, реальные. После землетрясения из тюрьмы выпустили зэков для разбора завалов, взяв с них слово, что они добровольно вернутся в тюремные стены после окончания работ. И они все до одного вернулись...

Трагедия в Спитаке прямо или косвенно задела каждого армянина. Это небольшая, сплоченная страна, они там все друг другу родственники или друзья. Поэтому для меня было важно не оскорбить людские чувства бесцеремонным вторжением в пережитую ими боль. В итоге при монтаже я даже отказался от нескольких, скажем так, чересчур жестких, страшных сцен, чтобы не смаковать трагедию, не провоцировать разжигание страстей.

— После Московского фестиваля о вашем фильме было написаны первые рецензии. В одной из них была такая оценка: «Зрителей в этом фильме не решаются заставить страдать. Больно не будет». Как прокомментируете ее?

— Как режиссер, я знаю, где у зрителей находятся те болевые точки, куда можно нажать и выдавить слезы. Я, наоборот, старался сдерживать эмоции актеров, чтобы на экране не было открытых переживаний. Когда я общался с людьми, пережившими трагедию, они удивили меня часто употребляемым словом «тишина». На месте трагедии все эмоции, по их словам, как бы приглушались. Люди работали без истерики, паники, слез. Даже когда доставали из-под завалов своих близких, делали это молча. Была тишина и стук разбираемых камней. Вот эту страшную, звенящую тишину хотелось передать на экране, не заставляя зрителей специально страдать. Но зрители, сужу по первым показам, все равно переживают.

— Не так давно на экраны вышел фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение», снятый на основе тех же событий. Возникают неизбежные сравнения...

— Я узнал о том, что снимается еще одно кино на ту же тему, запустившись с нашим фильмом. Ясно было, что фильм Андреасяна выйдет на экраны раньше нашего «Спитака». У меня на этой почве была возможность уйти с проекта, но я решил, что это было бы нечестно по отношению к людям, с которыми я встречался, общался. В итоге решил снимать фильм так, как я его изначально задумал, не оглядываясь на «Землетрясение».

Тем более, что подобные совпадения в современном кино не так уж редки. Темы, что называется, носятся в воздухе. Было два больших сериала о Екатерине Великой, два больших фильма о покорении космоса — «Время первых» и «Салют 7», сейчас на экране лоб в лоб сталкиваются два фильма о советских танках и танкистах...

Я посмотрел фильм «Землетрясение», как только он был готов. Не хочу сравнивать наши картины, это занятие не только неэтичное, но и бессмысленное. Мы пользовались, как я понимаю, примерно одними и теми же источниками — кинохроникой, фотографиями, но в итоге сделали разные фильмы. «Землетрясение» — это фильм-катастрофа с относительно большим бюджетом, он собрал, насколько я знаю, хороший бокс-офис. У нас кино более камерное, торжественно-спокойное. Я бы назвал его фильмом-памятью, фильмом-реквиемом.

— Землетрясение в Армении произошло накануне развала Советского Союза. Не было у вас желания «зарифмовать» две эти катастрофы века?

— Я думал об этом. В фильме есть такой кадр: на стене здания нарисована фреска, на которой изображены представители всех 15 союзных республик, которые держатся за руки. И по этой фреске проходит трещина. Я не акцентировал специально внимание на этом кадре, но для меня это и есть метафора, что огромная страна вскоре оказалась разрушенной.

Но, несмотря на то, что СССР доживал последние годы, трагедия в Армении объединила весь советский народ. Да и всю планету. Спасатели летели из многих стран мира, самолеты приземлялись каждые пять минут. Это было искренне проявление человеческой солидарности. Об этом, кстати, нам много рассказывал Николай Иванович Рыжков, который руководил спасательной операцией.

— Главную роль в вашем фильме сыграл армянский актер Лерник Арутюнян. Его герой после землетрясения возвращается из России на родину, чтобы спасти свою семью. Знаю, что планировали на эту роль другого актера, который сидел на тот момент в тюрьме...

— Да, было дело. Тот актер сбил на машине человека, получил срок. Президент Армении обещал разрешить нам снимать его в кино в таком режиме: днем актер работает у нас, а на ночь возвращается в тюрьму. А потом решил и вовсе его помиловать. Но эта процедура оказалась длительной, и к началу съемок актер не успел освободиться. Мы его заменили буквально в последний момент. Считаю, что в итоге оно и к лучшему. Лерник Арутюнян работал с такой самоотдачей, с такой внутренней болью, что лучшего исполнителя этой роли и представить себе нельзя. А тот актер вышел на свободу на год раньше срока, хорошо себя чувствует.

— И в заключение несколько слов о прокате и оскаровских перспективах вашего фильма...

— В Армении был очень непростой для меня показ фильма, снятого российским режиссером на армянском языке про армянскую трагедию. Для всех жителей страны трагедия в Спитаке — личная боль. Я волновался: примут кино, не примут. Приняли фильм хорошо. Сегодня показы в Армении продолжаются. Мне пишут, что на «Спитак» пошла молодежь. Для меня это главный итог трехлетней работы над фильмом.

В России оглушительного проката не будет. У нас, повторю, не коммерческое кино. На наш фильм пойдет тот зритель, который посчитает для себя это важным и нужным. После окончания проката — точную дату пока не знаю — будет телевизионная премьера фильма на канале «Россия», который является нашим партнером.

В связи с выдвижением фильма на «Оскар» начался небольшой прокат фильма и в Америке, куда я на днях улетаю. Будут показы в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Майами. Насчет оскаровских перспектив гадать не берусь. Расцениваю наши шансы как 1 к 87 — кажется, столько картин вошло в оскаровский лонг-лист...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9383
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7107
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?