Елизавета Глинка, она же доктор Лиза, она же известная правозащитница, благотворительница, общественный деятель, при жизни вызывала разноречивые толки. Одни брезгливо называли ее «королевой бомжей», другие считали «современной святой». Одни восторгались ее каждодневным врачебным подвигом, другие не могли простить ей гуманитарных конвоев на воюющий Донбасс. И даже трагическая смерть Елизаветы Петровны в 2016 году на борту самолета, который вез в Сирию медикаменты, не до конца погасила эти споры. Теперь они, скорее всего, вспыхнут вновь — на сей раз в связи с выходом фильма «Доктор Лиза».
Его поставила Оксана Карас — автор «Хорошего мальчика», прогремевшего несколько лет назад на «Кинотавре», где этот обаятельный фильм получил Гран-при. Премьера «Доктора Лизы» тоже состоялась в Сочи — к слову, недалеко от того места, где упал в море уже упоминавшийся самолет. Не исключено, что это обстоятельство добавило первым зрителям фильма дополнительных эмоций: зал, говорят, расчувствовался. В отличие, похоже, от строгого жюри, которое оставило фильм без наград. Но приз зрительских симпатий по-своему характеризует эмоциональную природу этого местами действительно сердечного, местами просто душещипательного, местами увлекательного, местами серьезного и в любом случае не канонического байопика.
Оксана Карас, обычно работающая быстро, потратила на «Доктора Лизу» большой кусок жизни. Дотошно читала дневники Глинки, встречалась с ее пациентами, друзьями, волонтерами. Подолгу общалась с ее мужем — адвокатом Глебом Глинкой, смотрела посвященные ей документальные ленты. В итоге отказалась от идеи вместить в двухчасовой фильм всю биографию Елизаветы Петровны, а постаралась спрессовать ее характер, «жизнь и судьбу» в один день.
Итак, на дворе обычный день 2012 года. Еще и в помине нет войны на Донбассе и в Сирии, и доктор Лиза готовится вместе с мужем и прилетевшими из США двумя взрослыми детьми (третьего они усыновили уже в зрелом возрасте) отметить 30-летие свадьбы. Ей только надо на часок забежать в фонд «Справедливая помощь», решить пару-тройку привычных дел, — и можно будет со спокойной душой примкнуть к семейному торжеству. Но все пойдет не по графику...
Этот бесконечно длинный день, начавшийся с раннего утра и закончившийся ближе к полуночи, вместит в себя и раздачу еды, медикаментов двум сотням бомжей, нашедшим приют у Павелецкого вокзала. И визит в церковь на таинство отпевания скончавшейся бездомной рабы Божьей — Глинка обещала ей непременно сделать это. И усмирение буйной больной, покусавшей санитаров «скорой» и доверчиво подпустившей к себе только доктора Лизу. И кражу в больнице морфина (на время и с возвратом), необходимого для того, чтобы облегчить последние часы жизни онкобольного ребенка. И великосветский раут с сильными мира сего, для чего Елизавете Петровне придется прямо в машине переодеться в белое выходное платье...
Главную героиню играет Чулпан Хаматова. Роль села на нее — как то самое подогнанное по фигуре платье. Актриса — сама известный благотворитель, общественный деятель, кстати, хорошо знакомая с доктором Лизой, — стала не просто соавтором роли, а душой, сердцем картины. Ее совестью, пульсирующим нервом, открытой раной. Вопреки расхожим представлениям, зачастую рисующим Глинку скучной праведницей, Хаматова создает живой, обаятельный, местами озорной и даже хулиганистый образ. Ее героиня может и крепкое словцо подпустить, и полбутылки коньяка оприходовать. Актриса оказывается равно убедительной и в драматических, и в комедийных, и в детективных поворотах сюжета. Что, увы, не всегда можно сказать о других персонажах и компонентах фильма.
Работа над сценарием, рассказывала журналистам Оксана Карас, шла на протяжении года. Над ним трудилась бригада драматургов. Первоначальный вариант был многократно перелопачен. И все равно в нем, как мне кажется, остались смысловые лакуны, не до конца прописанные характеры и сюжетные линии. Так, стертым, лишенным запоминающихся личностных черт выглядит в фильме муж доктора Лизы — даром, что его играет выдающийся польский актер Анджей Хыра. Но сценарного материала для роли у него маловато, приходится играть одну благостность.
Куда полнокровнее выглядит доктор Шевкунов (Константин Хабенский) — детский хирург-онколог, опутанный по рукам и ногам должностными инструкциями. В отчаянии он признается Глинке, что если бы следовал этим мертворожденным циркулярам, то в палатах у него лежали бы не больные дети, а одни трупы. Тут фильм вроде выходит на важную социальную проблематику, но тема власти и общества, большой политики и обыденной жизни, кажется, мало интересует авторов. Хотя, вроде бы, на каком материале ее решать, если не на примере судьбы доктора Лизы, входившей и в партийные списки, и в самые высокие кабинеты? Ее фраза в фильме «Ну, где политика, и где я?» выглядит в фильме откровенным лукавством.
В неожиданной для себя роли выступил популярный актер Андрей Бурковский, после череды комедийных мягкотелых персонажей сыгравший холодного, бездушного, словно «отлитого из бетона» майора ФСКН, которому поступил приказ срочно завести уголовное дело и упечь мятежную Елизавету Глинку в тюрьму за нарушение антинаркотического законодательства. Чуждый сантиментам, считающий, что каждый, в том числе и его спившийся отец, «сам виноват в своем собственном дерьме», — майор в течение одного дня, проведенного с доктором Лизой, превращается не только в ее преданного адепта, но и в чадолюбивого сына. В это стремительное перерождение героя-антигероя верится, однако, с трудом.
Как не смог я до конца поверить и в колоритных эпизодических персонажей в исполнении Тимофея Трибунцева, Елены Кореневой, Татьяны Догилевой. Эти выдающиеся мастера сыграли обитателей социального дна с изрядным, как мне показалось, эксцентрическим, концертным перебором. Тут требовались другие типажи, другие — более приглушенные — краски. А сюжетная линия с потерявшим паспорт и память стариком-бездомным (Сергей Сосновский), который на поверку оказывается знаменитым хирургом и в минуту внезапного просветления спасает смертельно больную пациентку, и вовсе пришла в «Доктора Лизу» из какого-то другого фильма, если не из сериального «мыла».
Но я не настаиваю на безгрешности своих критических оценок. Ибо на примере судьбы доктора Лизы можно нафантазировать, мысленно снять десяток воображаемых фильмов. А Оксана Карас сняла свой фильм. И в нем есть главное: искренняя вера в то, что наш больной мир, в конечном счете, спасет не медицина, даже самая высокотехнологичная. Его спасет человеческая доброта.