Главная Культура 21:18 23 Августа 2023 1938
«Музыкальное сердце театра» забьется в Кузбассе

О главном ежегодном празднике мюзикла и других популярных сценических жанров рассказывает его генеральный продюсер Дмитрий Калантаров

Сергей Бирюков
Дмитрий Калантаров и актриса мюзиклов Светлана Светикова на итоговой церемонии фестиваля «Музыкальное сердце театра-2021». Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фестиваль «Музыкальное сердце театра» за последние два десятилетия вырос в одну из главных творчески-организаторских сил, продвигающих наиболее востребованные музыкально-театральные жанры – мюзикл, оперетту, рок-, лайт- и даже рэп-оперу. Расширение масштабов смотра, раздвижение его поля зрения выразилось и в том, что уже третий год финал праздника проходит не в столице, а в одном из крупных театральных центров страны. В ноябре внимание всех, кто предан популярному музыкальному театру, будет приковано к Кузбассу – городам Кемерову, Новокузнецку, Прокопьевску, где состоятся показы лучших российских постановок года, мастер-классы звезд, итоговые события творческой лаборатории молодых создателей спектаклей. О том, каким будет «Музыкальное сердце театра-2023», кто и как готовит этот смотр и какие импульсы для дальнейшего творчества получат его участники – наш разговор с генеральным продюсером фестиваля Дмитрием Калантаровым.

– Дмитрий, список номинантов этого года заметно шире по сравнению с прошлогодним – 21 название вместо 14. Можно ли сказать, что и жанровая картина смотра становится более разнообразной?

– Безусловно – помимо мюзикла, это и оперетта, музыкальная драма, детские постановки, этника… Среди заявок даже рэп-опера встретилась! Это отражает реальную ситуацию в театрах страны. Количество тех из них, где обращаются к музыкальным жанрам, постоянно увеличивается. И в репертуаре конкретных театров эти жанры занимают все большее место. Например, возьмите афишу наших главных драматических театров – таких как Малый или МХТ имени Чехова. Прежде считалось, что хорошему драматическому артисту обладать певческой культурой на высоком профессиональном уровне необязательно. Сегодня практика решительно расстается с этим устаревшим взглядом. Также важно, что наряду с репертуарными театрами в нашем смотре на равных участвуют, а порой и побеждают независимые продюсерские проекты, чей успех, обеспеченный не господдержкой, а исключительно талантом и энтузиазмом участников, имеет особую цену.

– Обращает на себя внимание присутствие в списке наряду с признанными музыкально-театральными столицами и не очень больших, и достаточно отдаленных от федерального центра городов – например, Оренбурга.

– Да, тут прогресс тоже очевиден. Если в середине 2000-х мы были вынуждены ограничиться одной лишь Москвой, к которой только через пару фестивалей добавился Санкт-Петербург (впрочем, он уже давно с Первопрестольной на равных, а кое в чем и впереди), то сейчас и далекие, в том числе совсем небольшие города в состоянии давать серьезное качество. Думаю, с этой точки зрения обоснованным выглядит шаг, который фестиваль предпринял в 2021 году, перенеся свой главный, очный этап из Москвы в регионы – сперва в Новосибирск, а потом в Екатеринбург. Это и жанр продвигает, и для региональных творческих сил служит стимулом. Понятно, предпочтение отдается городам, где уже существуют мощные музыкально-театральные традиции и есть профильные вузы. Но ведь таких центров гораздо больше, чем два мною названных. И они укрепляются, создаются новые. В этом году мы неслучайно объявляем наш сбор в Кузбассе – этот регион вошел в число четырех, где формируются федеральные культурные кластеры, состоящие из филиалов Большого или Мариинского театров, крупнейших столичных музеев и высших артистических школ.

– В опубликованном на днях списке номинантов – широко известные композиторские имена Максима Дунаевского, Александра Журбина, Владимира Баскина, Романа Львовича, Кима Брейтбурга… То же самое могу сказать относительно режиссеров Виктора Крамера, Нины Чусовой, Алексея Франдетти, Егора Дружинина… А кто из менее пока прославленных авторов и постановщиков кажется вам перспективным?

– Тут должен честно признаться – сам я практически не смотрел спектакли-претенденты, и это вполне сознательно, исходя из опыта многих лет: чтобы не вырабатывать прежде времени собственные пристрастия и не влиять на оценки экспертов. Но по поводу молодых хочу сказать, что уже третий фестиваль подряд для них запускается Творческая лаборатория. 31 июля мы завершили сбор заявок – их свыше ста, и к сентябрю ее руководителям – композитору Александру Пантыкину и режиссеру-наставнику Светлане Горшковой – предстоит отобрать семь постановочных команд в составе композитора, либреттиста и режиссера каждая. Обеспечим их актерским коллективом из 30-35 человек, причем постараемся, чтобы это были представители разных регионов – так намного интереснее в плане обмена опытом и взаимообогащения традиций. И затем на протяжении двух месяцев они будут работать над своими замыслами дистанционно, а последние пять дней – встретившись очно, в Кузбассе, чтобы довести разработки до сцены и широкой публики.

По сути же молодежная часть фестиваля начнет работу уже 5 сентября, на следующий день после того, как в Кемерове официально откроется филиал Российского государственного института сценических искусств (бывший ЛГИТМиК, Санкт-Петербург). Туда приедут пять студенческих музыкальных спектаклей, поставленных Школой-студией МХАТ, ГИТИСом, РГИСИ, Саратовской консерваторией и Екатеринбургским театральным институтом. Артистическая молодежь сможет посетить десять мастер-классов по всем главным театральным специальностям.

– А что с ноябрьской фестивальной афишей? Помню, год назад при сохранявшихся еще во многих регионах пандемических ограничениях удалось привезти в Екатеринбург примерно половину из номинированных спектаклей.

– На этот раз благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ и администрации Кемеровской области во главе с губернатором Сергеем Цивилевым их будет намного больше. И не только в Кемерове – часть показов пройдет в Новокузнецке и Прокопьевске, где как раз после трехлетней реконструкции откроется драматический театр.

– Облик фестиваля во многом определяют его жюри и экспертные советы. Как они работают и кто туда входит?

– Решающую оценку производят 140 членов Академии современного музыкального театра, возглавляемой композитором, народным артистом России Максимом Дунаевским. Они отсматривают спектакли-претенденты на видео. Естественно, существуют оговоренные в уставе ограничения: академики (а это ведущие композиторы, сценаристы, дирижеры, режиссеры, сценографы, художники по костюмам, хореографы, художники по свету, продюсеры и т.п.) голосуют только за те спектакли, к которым сами непричастны. Что касается экспертных советов, то их два. В так называемый Малый входят пять известных театроведов, критиков, профессоров артистических вузов, которые из общего потока заявок (их в этом году было почти сто) формируют лонг-лист – в 2023-м в него прошли 24 спектакля. Затем в дело вступают 10 представителей Академии – это Большой совет, корректирующий выбор Малого: именно его решение сократило список номинантов до обнародованного шорт-листа из 21 спектакля, которые и вынесут на суд уже всей Академии в финале. Структура может показаться чуть сложноватой, но она в высокой степени исключает пристрастность суждений. Ведь еще и состав экспертных советов каждый год меняется не менее чем наполовину. И с гордостью замечу, что за последние годы не довелось слышать ни одного упрека в субъективности или ангажированности наших решений.

– Несколько слов о послефестивальной жизни лауреатов. Помню, прошлогодний спектакль-победитель «Кабаре Терезин» на тему холокоста к моменту своего премирования был как бы уже не вполне жив: кто-то из спонсоров перестал поддерживать проект независимого продюсера Михаила Шейнина, кто-то из актеров переключился на другие спектакли или вовсе уехал из страны…

Спектакль «Кабаре Терезин» после победы на фестивале в 2022 году обрел вторую жизнь

– …Подхвачу ваш вопрос-рассказ: а лауреатское звание вернуло этой постановке общественный интерес, она идет в Доме актера и на других сценах. Думаю, в немалой степени именно факт обретения спектаклем новой жизни окрылил его создателей на следующую работу – постановку мюзикла Александра Журбина «Между двух миров», вошедшую в лист номинантов 2023 года. Ведь выбор профессионалов важен еще и тем, что на него обращают внимание уже названные мной Министерство культуры, Президентский фонд культурных инициатив, другие структуры. Известны случаи их активного включения в поддержку самых талантливых творческих замыслов. По-моему, великолепная иллюстрация того практического влияния, которое оказывает наш фестиваль на развитие жанра.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7549
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7356
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?