Главная Культура 16:29 22 Ноября 2022 3472
Не спеши, когда спешить нельзя

Масштабному фестивалю Мариинского театра в Москве не хватило малого – следовать вот этому совету из старинной мудрой песни

Сергей Бирюков
Кто еще столько делает для заполнения пустот нашей музыкально-театральной жизни? Фото автора

Гергиев – наше все… Сколько ни иронизировали на этот счет, но кому еще из мировых музыкальных лидеров под силу едва ли не раз в пару месяцев привозить в столицу крупные, масштаба минимум «Китежа», а то и «Кольца Нибелунга» работы? К концу же года разразиться целым фестивалем из 11 программ, исполненных с 10 по 18 ноября в зале «Зарядье». Да каких программ: оперы, включая такие глыбы, как «Хованщина» и «Пиковая дама», а параллельно – полный цикл симфоний Чайковского, и это далеко не вся афиша праздника. Понятно – наше гастрольное пространство нынче поредело, но ведь никто другой и отдаленно не прикладывает столько усилий к заполнению его лакун! Правда, закономерен вопрос пропорции между количеством и качеством предлагаемого: ответ на него не всегда лестен для гергиевского Мариинского театра. Но ведь не ошибается только тот, кто не работает.

Итак, что принесли девять дней Мариинского театра в Москве? Во-первых – афишу, состоящую исключительно из отечественных названий, и уже это сегодня выглядит программным жестом. Во-вторых – новое раскрытие смыслов, которые классические шедевры в подобной комплексной подаче излучают особенно интенсивно. В-третьих – тот мариинский звук, которым в лучшие из моментов гастролей «заговорили» с нами великие партитуры.

Начну с симфоний Чайковского, которые, при всей хрестоматийности имени композитора, далеко не в равной степени хрестоматийны на наших эстрадах, а на полный их цикл решаются лишь самые мощные коллективы. В самом деле, даже заядлый посетитель филармонических залов вряд ли сходу вспомнит, когда он в последний раз слышал, допустим, Вторую симфонию. Ну да, ее обычно считают менее зрелой – но это не значит, что она интересна менее последующих четырех, ведь ее написал тот же гениальный автор. Если уровень мастерства на протяжении жизни действительно меняется, то уровень свежести мыслей, темперамент их подачи – это природное. И та любовь, с которой Петр Ильич разрабатывал интонации, бывшие для него родными – русские, украинские (он по корням – полтавский казак), – сохранялась неизменной от первых опусов, включая эту симфонию, и до самых поздних, уже с высшей виртуозностью написанных партитур. Вы бы смогли спокойно, не подпрыгивая тихонько на стуле, выслушать задорный, ритмически взрывной финал Второй на тему украинской плясовой песни «Журавель» (вся симфония имеет подзаголовок «Малороссийская»)? Я – сколько ни пытался, не могу.

Или взять Третью симфонию, которую иногда поругивают: больше-де похожа на сюиту. Так у Чайковского и сюиты чаще всего по масштабам приближаются к симфонии, а уж в этой партитуре посеяно столько зерен, которые потом мощно прорастут в других произведениях! Поет гобой, а мы представляем себе Татьяну в момент первой влюбленности в Онегина; а вот этот «кукольный» марш – прямой привет «Щелкунчику» с его ночными сражениями игрушек; а это круговращение струнных мотивов – сущее веретено в неосторожных руках принцессы Авроры, «вот-вот уколется» – зло хихикают деревянные духовые, предвещая появление не то мстительной феи Карабос, не то самой Пиковой дамы, несущей безумие и смерть…

Но и сверхрепертуарные Первая, Четвертая – Шестая симфонии наполняются у Гергиева необычными месседжами. Особенно когда, углубляясь в материал, он замедляет его, словно рассматривая под микроскопом. Не всем такое по плечу, помню случаи, когда и маэстро, претендующие на культовый статус, пытаясь подобным способом «разъять музыку», на выходе выдавали, продолжая пушкинское сравнение, «труп». У него же вступления к Пятой, Шестой симфониям, став еще более сдержанными, лишь обретают новую силу зловещей тайны.

Или наоборот, темп подхлестывается до физически возможного предела, как в скерцо-марше из той же Шестой, превращая эту инфернальную реинкарнацию «Марша деревянных солдатиков» из «Шелкунчика» в едва ли самый безумный образец гофманиады в мировом искусстве.

Впрочем, даже Гергиеву небезопасно шутить с темпами. Он-то, привыкший ставить перед собой и своей командой раз в пять больше задач, чем «нормальные» артисты, вечно куда-то спешит, но это не всегда благотворно сказывается на музыке. Хорошо еще, если торопливость можно списать на игривый характер самого материала, как поступили они с Денисом Мацуевым во второй части Первого концерта Петра Ильича (первый вечер фестиваля), со свинговым кокетством расставляя акценты в этом вальсочке, «прилетевшем» к Чайковскому откуда-то с площадей ночного Парижа. Но когда от спешки теряют значительность самые важные кульминации вплоть до трагического финала Шестой симфонии – это огромная досада.

Что же до опер (о «Шехеразаде» Римского-Корсакова, сюите из «Конька-Горбунка» Щедрина и других симфонических вещах программы умолчу хотя бы потому, что Гергиев только в этом году уже играл их несколько раз), то здесь разброс в стилистике и в подходе дирижера к материалу громадный. Вот, например, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Как недавно писал «Труд» («Театр повторной оперы» 11.11.2022), музыка этого композитора – эксклюзивная тема для Мариинского театра, где идет почти все его оперное и балетное наследие. И можно только приветствовать недавнее возобновление «Апельсинов» – едва ли не самой востребованной в мире русской оперы ХХ века. Однако сделано это не то что провально – все-таки понятия Мариинка и провал в полном смысле этого слова несовместимы, – но такое ощущение, что «с холодным носом», как один из проходных пунктов гигантской рабочей программы коллектива. Нет, все вроде бы звучит – и хоровая полифония пролога, и пафосные изречения Короля (Андрей Серов), и ядовитые реплики принцессы Клариче с ее подпевалой Леандром (Зинаида Царенко и Эдем Умеров), и наивно-буффонный Труффальдино (Сергей Семишкаур), галантерейно-кисейная принцесса Нинетта (Виолетта Лукьяненко), улыбчивая хитрованка Смеральдина (Елена Горло), неотразимо-басовитая Кухарка (Дмитрий Григорьев)… Даже уныло причитающий Принц (Евгений Ахмедов) таким и должен быть – в первом действии. Вот только и во втором, уже фанатично влюбившись в апельсины и таящуюся в них принцессу, он остается почти тем же мямлей. Почему?! Да и знаменитый на весь мир мариинский оркестр в знаменитом на весь мир марше играет так, будто артисты куда-то сильно спешат, стараясь побыстрее разделаться с обязаловкой, которая давно не доставляет радости.

«Иоланту», показанную мариинцами буквально несколько месяцев назад, я пропустил, тем более что не являюсь поклонником Ирины Чуриловой, которую Гергиев раз за разом ставит на заглавную роль. И, похоже, сделал ошибку – во всяком случае в нынешней концертной версии «Пиковой дамы» именно Ирина в партии Лизы, ну и, конечно, легендарная Ольга Бородина, которой публика устроила отдельную и заслуженную овацию за партию Графини, оказались лучшими среди солистов. И по образной подаче, и элементарно в плане чистоты пения. Если еще можно было слушать не морщась Эдема Умерова, делая скидку на то, какую чудовищно неудобную партию (то глухой низ, то сумасшедшие верха) написал его Томскому Чайковский, то такой фальши, как у большинства других исполнителей, я давно не слышал. Даже у суперголосистого (чем-то напомнил Дмитрия Хворостовского) Ариунбаатара Ганбааатара, у которого партия Елецкого, выученная, наверное, еще на студенческой скамье, должна, что называется, отскакивать от зубов. Что до Михаила Векуа, то тут я просто не понимаю – как певец, прежде державший огромные по объему вагнеровские партии, мог настолько спасовать перед ролью Германа. При этом солист – по своей ли воле или так захотел дирижер? – хит «Что наша жизнь – игра» из последней картины пел на тон выше! И его верхнее «си», как понимаете, звучало еще ужаснее, чем звучало бы «ля»…

Возможно, таковы сегодня приоритеты худрука, но похоже, что главное внимание и репетиционные усилия он направил на «Хованщину» Мусоргского. Кстати, привезенную, как и прокофьевская опера, в полусценической версии, причем этот спектакль режиссера Юрия Александрова и художников Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой (по эскизам Федора Федоровского) показался гораздо цельнее и убедительнее «Апельсинов» (режиссер Александр Петров, художник Вячеслав Окунев). Вот здесь – точное попадание и в образ, и в интонацию, чего, собственно, мы только и должны ждать от таких мировых звезд, как Михаил Петренко (роскошно-хамоватый Иван Ховаанский), Евгений Никитин (коварный тайный агент Шакловитый), Екатерина Семенчук (фанатичная, но и глубоко чувствующая раскольница Марфа), Сергей Скороходов (юный хлыщ Андрей Хованский), Лариса Гоголевская (истеричная Сусанна), Андрей Попов (хлопотливый Подьячий)… Конечно, мне и, наверное, другим москвичам трудно в полной мере оценить хореографию Федора Лопухова в знаменитых «Плясках персидок» – слишком велико обаяние памятных по сцене Большого театра танцев Касьяна Голейзовского и гениальной Майи Плисецкой в них. Но вот мариинский хор в самых разных своих ипостасях – бесшабашные московские мужики с Красной площади XVII века, бравые, а потом безысходно поникшие стрельцы, их то жалостно скулящие, то ликующие от нежданной начальственной милости жены, похожие на призраков раскольники в сцене самосожжения – неподражаем (главный хормейстер Константин Рылов). Что уж говорить об оркестре – вступительном «Рассвете на Москве реке» или, допустим, пронизывающем всю оперу колокольном звоне: тут мастерство Шостаковича, чьей оркестровой редакции традиционно отдают предпочтение на петербургских сценах, множится на спектральную безупречность красок мариинского коллектива.

Исполнение «Хованщины» стало кульминацией фестиваля

Кстати, прозвучал «Рассвет на Москве-реке» и в заключительный вечер фестиваля, но в совсем необычной версии для Брасс-ансамбля театра, включающего 11 медных духовых (плюс пять перкуссионистов). Понимаю, Гергиеву хотелось под занавес блеснуть и этой мариинской краской – но если выступивший в той же программе струнный Страдивари-ансамбль был полностью органичен в Арии Грига или Серенаде Чайковского, то фокусы вроде поручения воздушно-прозрачной виолончельной линии «Рассвета…» тубе произвели впечатление не более чем курьеза. Вот в Праздничной увертюре Шостаковича с ее обилием фанфар многие страницы оригинала почти не пришлось переоркестровывать, зато в «Половецких плясках» постоянно припоминалось – как же здорово это звучит у Бородина и зачем было экспериментировать.

Впрочем, закончилось все же не кунштюками, а полновесным звучанием мариинского оркестра в Пятой симфонии Прокофьева. Хотя опять же насколько полновесным – вынужден повторяться, но ведь и это исполнение не выпрыгнуло из нынешнего гергиевского «торопливого» тренда. В итоге первая часть лишилась того, что Прокофьев в ней, по-моему, хотел изобразить: величавости триумфальных салютов, сполохи и громы которых в 1944 году, когда сочинялась симфония, уже вовсю предвещали скорую Победу. Вторая из тревожного аллегро превратилась в лихорадочный галоп, и даже в ноктюрне третьей части наряду с сокровенной лирикой – словно кто-то мудрый с высоты птичьего полета оглядывает пылающую землю, желая ей скорейшего исцеления от страшного военного недуга – нет-нет да пускались музыканты вскачь. Разве что в финале это нервное веселье пришлось в самый раз – и отдадим должное мариинцам: они вновь доказали, что это коллектив абсолютных виртуозов, для которого нет технических преград.

Ну и вообще – хватит брюзжать: конечно, в целом фестиваль стал Событием. Стал им из-за таких уникальных моментов, как хватающая за сердце грусть первой части Второй симфонии Чайковского. Как Божий глас валторн во второй части Первой. Как явление публике неподражаемой Бородиной. Как множество других открытий, на которые щедра неиссякаемая пассионарность лидера мариинцев... Ему бы, лидеру, только вспоминать время от времени одну мудрую старинную песню, где тихий голос Анны Герман доверительно пел: «Не спеши, когда глаза в глаза,/ Не спеши, когда спешить нельзя…».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7060
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?