В доходном доме Любощинских — Вернадских открылась выставка «Про/сто», приуроченная к столетию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, одного из крупнейших литературных музеев мира.
Московский Гослитмузей — без преувеличения, национальный бренд. Как балет и фигурное катание. И даже больше, потому что нигде в мире нет такой практики — посредством собрания связанных с литературным процессом экспонатов иллюстрировать его в целом и частностях, а иногда — в драме конфликтующих оптических прицелов.
Современный, динамичный, охотно откликающийся на инфоповоды и события, ищущий новые формы диалога с посетителем ГМИРЛИ ведет свою историю с 1921 года, когда в столице было открыто одно из важнейших для русского читателя мест — музей имени Антона Павловича Чехова, а заодно задуман другой ключевой «пункт» — музей Достоевского.
Впрочем, любая дата здесь — условность, потому что идея обобщенного литературно-мемориального собрания в литературоцентричной России постоянно витала в воздухе. Первый директор и инициатор «проекта» Владимир Бонч-Бруевич делился в воспоминаниях, что задумывал нечто подобное еще в 1903-м, в женевской эмиграции, а воплотить замысел удалось лишь десятилетия спустя: Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики оформился как целое к 1933 году.
Юбилейная выставка рассказывает о вековой истории формирования уникального собрания — рукописи Гоголя, Блока и Достоевского, кольца Маяковского и Лили Брик, рисунки Лермонтова и Батюшкова, один из первых вариантов «Черного квадрата» Казимира Малевича, работы Альтмана, Кустодиева, Судейкина, Тышлера, плакаты «Суд над современной поэзией» с участием Валерия Брюсова и Сергея Есенина или «Эстрада-столовая. Вечер поэтесс» с пометкой «в начале доклад, а после — разговоры» — лишь толика того, что может увидеть посетитель.
Ручка Ивана Бунина
— В ГМИРЛИ создается по-настоящему актуальная история русской литературы, ведь как бы ни был важен XIX век, по нему все же больше консенсуса, а вот XX столетие до сих пор вызывает споры, — рассказал на открытии ректор Литинститута имени Горького Алексей Варламов.
По мнению спикера, одна из основных миссий Гослитмузея — восстанавливать справедливость. Здесь находится место памяти всех значительных литераторов недавнего прошлого, «независимо от их отношения с властями, политических взглядов, положения в обществе».
Поэт, педагог и общественный деятель, депутат Московской городской думы Евгений Бунимович отметил способность музея идти в ногу со временем.
— Удивительно, сто лет музею, а ты не испытываешь мемориальной почтительности. В ГМИРЛИ постоянно возникают новые идеи, открываются новые площадки, создается «пространство живой литературы» — такое ощущение сегодня, что он очень молодой».
Портрет Владимира Маяковского из иллюстраций Д.С.Моора к поэме «Хорошо»
Сегодняшняя коллекция ГМИРЛИ насчитывает более полумиллиона реликвий. Флагманский музей объединяет десять филиалов — семь московских адресов, два подмосковных и одни кисловодский, связанный с Александром Солженицыным. Это музей-квартира Достоевского в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, дом-музей Чехова на Садово-Кудринской, дом-музей Герцена на Остоженке, дом-музей Лермонтова на Молчановке, музей-квартира Алексея Толстого в роскошном модерновом купеческом флигеле на Спиридоновке, Музей Серебряного века на Проспекте Мира в доме, где жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Брюсов.