Одна из громких новостей нефтегазового рынка последних дней — закрытие сделки по продаже 5-процентной доли в новом мегапроекте «Восток Ойл» международному консорциуму Vitol S.A. и Mercantile & Maritime Energy. Сделка была одобрена советом директоров «Роснефти». Ранее к проекту присоединился другой зарубежный партнер — компания Trafigura, которая приобрела 10% акций «Восток Ойла».
«Мы рады, что консорциум компаний Vitol и Mercantile & Maritime Energy присоединился к нашему флагманскому проекту. «Восток Ойл» имеет устойчивую экономическую модель, которая получила положительные заключения международных экспертов. Логистические преимущества, большой ресурсный потенциал и высокое качество нефти делают проект одним из самых привлекательных для инвестирования в мировой энергетической отрасли. Этот факт подтверждает участие в проекте ведущих мировых трейдеров Trafigura и Vitol, которые получат доступ к «зеленым» баррелям «Восток Ойла». Компания продолжает активную работу по реализации проекта, — отметил глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Экологичность — важное конкурентное преимущество проекта «Восток Ойл», которое привлекает инвесторов. Уже на этапе проектирования проект учитывает использование передовых технологий для охраны окружающей среды — от этапа бурения скважин до специализированного исполнения нефтепроводов и танкеров, которыми будет экспортироваться нефть.
Низкие удельные затраты на добычу, а также низкий углеродный след, уровень которого на 75% меньше, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире, делает «Восток Ойл» одним из самых перспективных добычных нефтяных проектов в мире. Речь идет о так называемых зеленых баррелях, то есть о нефти, произведенной с минимальными выбросами CO2. Инвестиции в такие проекты логично укладываются в стратегию ESG, когда финансируются предприятиями с высокой экологической ответственностью.
Ресурсная база «Восток Ойла» впечатляет — свыше 6 млрд тонн премиальной малосернистой нефти с рекордно низким содержанием серы в 0,01-0,04%. Таким образом, исключительное качество сырья сводит к минимуму необходимость использования отдельных установок для переработки серы на НПЗ. Все это, по мнению нефтяной компании, позволит значительно сократить эмиссию парниковых газов на проекте. Кстати, для энергоснабжения «Восток Ойла» «Роснефть» планирует использовать в основном попутный нефтяной газ, а также ветрогенерацию. Расчетная интенсивность выбросов составит около 12 кг СО2 на баррель добычи. Это минимальный уровень, ведь данный показатель для новых месторождений, по данным Wood Mackenzie, составляет сегодня около 50 кг. Проектными решениями предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа.
«Международные инвесторы высоко оценивают потенциал этого масштабного проекта, который станет гигантским не только для «Роснефти», но и для всей российской нефтегазовой отрасли, — говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Международные банки также высоко оценивают потенциал «Восток Ойла» и считают, что это магнит для роста капитализации самой нефтяной компании. Надо отметить, что углеродный след в «Восток Ойле» на 75% ниже, чем в других крупных нефтяных проектах в мире. Важно, что «Роснефть» осуществляет такой масштабный проект, потому что сейчас активно говорят о новом энергетическом кризисе, о том, что может не хватить энергоресурсов в связи с недоинвестированием прошлых лет».
На фоне восстановления мировой экономики и дефицита инвестиций в нефтяную отрасль спрос на энергоносители увеличивается. Именно поэтому реализация проекта «Восток Ойл» особенно важна. Планируется, что к 2030 году добыча нефти на «Восток Ойле» составит порядка 100 млн тонн. Логистическим преимуществом проекта «Восток Ойл» является возможность поставок сырья с месторождений сразу в двух направлениях — на европейские и азиатские рынки.
Возможный дефицит энергоресурсов может стать существенным барьером на пути восстановления экономики. Такое мнение высказывал во время Петербургского международного экономического форума в июне 2021 года глава Trafigura Джереми Вейр. «Энергетическая трансформация быстро набирает обороты. Но для того, чтобы не создать барьеры экономическому росту, особенно для развивающихся стран, нам потребуется обеспечить бесперебойный доступ к дешевым энергоносителям, в том числе углеводородам, еще на долгие годы», — сказал Вейр.
По его мнению, следует учитывать, что даже во время пандемии, когда весь мир переживал спад, мировая экономика потребляла 80 млн баррелей нефти в день. «Инвестиции в нефтедобычу упали до такого уровня, что существующие запасы не только не заменяются, но и истощаются. На таком фоне инвестиции «Роснефти» в «Восток Ойл» — самый крупный материковый проект добычи нефти и газа — особо значимы, и мы в компании Trafigura гордимся и считаем за честь участвовать в нем», — сказал Вейр. «Восток Ойл» уже производит с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом высококачественную нефть, которая будет пользоваться спросом еще долгие годы. «Роснефть» планирует сократить углеродный след, и это, безусловно, будет гарантировать спрос на продукцию «Восток Ойла», — считает руководитель Trafigura.
В ходе ХХIV Петербургского международного экономического форума «Роснефть» заключила свыше 50 контрактов для реализации проекта на общую сумму 558,8 млрд рублей. В том числе подписаны соглашения на выполнение работ по строительству первоочередных объектов проекта, энергообеспечение, авиационное обеспечение, оказание сервисных услуг, поставку оборудования, материалов, спецтехники, трубной продукции. Организовано авиасообщение из аэропорта Норильска на строящиеся объекты проекта «Восток Ойл». Авиационное сообщение выполняется по маршруту Норильск — Диксон — бухта «Север», а также по другим направлениям.
В начале октября «Роснефть» начала возведение причалов на реке Енисей для развития транспортной логистики мегапроекта «Восток Ойл». Строящиеся базы Точино, Таналау и бухта «Север» расположены в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. В ближайшее время на речных базах будут организованы площадки хранения МТР для последующей доставки грузов на месторождения нового проекта.
Для строительства причальных сооружений в период навигации были завезены тысячи тонн трубной продукции, щебня, дорожных плит и металлоконструкций.
Как сообщили в компании, причальная инфраструктура возводится для повышения эффективности завоза грузов в период речной навигации и обеспечения первоочередных объектов строительства материально-техническими ресурсами. Также для выполнения логистических задач проекта «Восток Ойл» планируется задействовать речной порт города Дудинка.
Кроме этого, нефтяная компания приступила к проектным работам и выполнению комплекса инженерных изысканий по ключевым объектам энергетики «Восток Ойла». Автономное энергоснабжение объектов проекта будет обеспечиваться собственными электростанциями общей мощностью порядка 3,5 ГВт. Это самый высокий показатель среди предприятий нефтедобывающей отрасли страны.
Система энергоснабжения самого масштабного добычного проекта «Роснефти» предусматривает строительство 13 электростанций суммарной установленной мощностью около 3,5 ГВт. Большую часть — около 2,3 Гвт — обеспечат газотурбинные электростанции (ГТЭС) «Иркинская», «Байкаловская», «Восточно-Сузунская» и «Пайяхская». Проектная мощность ГТЭС «Иркинская» станет максимальной — 867 МВт. Новая станция будет обеспечивать электрической энергией месторождения Пайяхского кластера и объекты системы транспорта нефти.
В «Роснефти» добавили, что для обеспечения электроэнергией нефтепромысловых объектов проекта «Восток Ойл» планируется возвести около 200 электроподстанций и более 7 тысяч километров воздушных линий электропередачи. В числе первоочередных объектов энергоснабжения — нефтяная электростанция бухты «Север» мощностью 214 МВт, подстанция нефтеперекачивающей станции «Пайяха» напряжением 110 кВ, воздушная линия электропередачи на 110 кВ от ГТЭС «Иркинская» до подстанции «Пайяха».
«Роснефть» продолжает активную работу по привлечению в проект поставщиков и подрядчиков. Учитывая текущий тренд на экологичность и климатические цели по достижению углеродной нейтральности, такие проекты, как «Восток Ойл», будут играть важную роль в поставках «экологичной» нефти — уверена управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «В условиях ужесточения законодательства ЕС, которое ограничивает деятельность нефтегазовых компаний в регионе, конкурентоспособность российской нефти может вырасти многократно», — считает эксперт.
Citibank назвал продажу 5-процентной доли консорциуму трейдеров «еще одной вехой в реализации проекта, который продолжает набирать обороты». «В то время как мейджоры продолжают сдерживать инвестиции в этом году, стратегия «Роснефти» твердо основана на долгосрочном росте нефти с возвратом капвложений до допандемийного уровня, и «Восток Ойл» находится в центре этой стратегии. При поддержке богатой ресурсной базы проект может стать мировым нефтяным гигантом и увеличить добычу нефти «Роснефти» до более 5,3 млн баррелей в сутки к концу десятилетия. Для трейдеров проект дает доступ к легкой малосернистой нефти, добываемой рядом с Северным морским путем и имеющей хорошие перспективы для экспорта на ключевые азиатские рынки», — говорится в отчете.
Преимущества «Восток Ойла» уже не раз были отмечены как российскими, так и иностранными инвестбанкирами. Важный фактор этой привлекательности — уникальная устойчивая экономическая модель проекта. «Роснефть» уже получила заключения ведущих международных экспертов, подтверждающие ресурсную базу, технологии разработки и экономику проекта. «Восток Ойл» сыграл значительную роль в переоценке акционерной стоимости «Роснефти». Американский Goldman Sachs считает, что «проект представляет собой основной источник потенциального роста для НК «Роснефть». При благоприятной рыночной конъюнктуре и снижении рисков стоимость проекта может превысить 100 млрд долларов, предполагают аналитики Bank of America. При учете СПГ общая оценка по проекту может возрасти до 115-120 млрд долларов. Банк J.P. Morgan оценивает проект в 127 млрд долларов.
Аналитики также связывают долгосрочные перспективы развития компании с «Восток Ойлом». «По масштабам этот проект можно сравнить разве что с советским освоением Самотлора, самого крупного нефтяного месторождения России. Тот проект, по сути, изменил лицо советского ТЭК на многие годы вперед. Если в 1965 году Западная Сибирь давала 1 млн тонн добычи, то уже через 10 лет — 148 млн тонн, что позволило СССР стать одним из лидеров международного рынка углеводородов. По плану «Роснефти», добыча на проекте достигнет 100 млн тонн к 2030 году», — сказал Сергей Суверов.