Главная Культура 00:01 22 Сентября 2023 7823
Сергей Шаргунов: Человечность - вот чего катастрофически не хватает

Лауреат «Большой книги» рассказал о своей звездной минуте в фильме «1993»

Дарья Ефремова
В жизни и творчестве Сергей Шаргунов не расстается с мыслью о том, как важно сохранить в себе человека. Фото из личного альбома

В конце сентября на экраны выйдет художественный фильм Александра Велединского «1993» по мотивам одноименного романа Сергея Шаргунова. Были ли события той осени судьбоносной победой над коммунистическим прошлым или окончательным уходом от демократических надежд перестройки к автократии? В какой степени они затронули народ и хватило ли нам 30 лет, чтобы осознать цену пролитой тогда крови? Об этом наш разговор с прозаиком, лауреатом «Большой книги», депутатом Госдумы, председателем Ассоциации союзов писателей и издателей России, главным редактором журнала «Юность», телеведущим Сергеем ШАРГУНОВЫМ.

— Сергей, как вы восприняли идею экранизации романа, фигуру режиссера, актерский состав?

— Сильные актеры, прекрасная режиссура. Народная трагикомедия, но и тонкая драма. Надо отдавать себе отчет: подлинный автор фильма — всегда режиссер, а не писатель. Александр Велединский — настоящий мастер, он прочитал книгу десять лет назад, захотел экранизировать, обдумывал — и вот создал свой, отдельный мир.

По секрету: я там тоже снялся. В роли панка с огромной гривой волос. Пусть мало кто узнает, но захотелось почувствовать себя внутри этого кино и вернуться в те события. Минута в кадре — ночь под холодным дождем.

— Насколько необходимо именно сейчас напомнить о событиях 1993-го?

— Свои трагедии нужно помнить: замалчиваемые, они имеют свойство повторяться. Слишком многое у нас поглощается беспамятством. А подлинное осмысление беды, раскола, распри, мне кажется, случается благодаря искусству.

Трагедии нужно помнить, иначе они имеют свойство повторяться

— Вы, несмотря на юный возраст, были свидетелем тех событий. Глядя из сегодняшнего дня — какое из них представляется самым трагическим?

— Не уверен, что нужно выстраивать такую иерархию. Но для меня центральной темой боли стала гибель молодых людей, почти детей, которые были чуть старше меня, тринадцатилетнего. Этих детей должны были бы оплакивать всей страной — но вскоре началась чеченская война...

Я недавно завершил документальный фильм «Дети Октября» (25 сентября — премьера в Доме Ростовых, заходите). Была там влюбленная пара — студентка-красавица и молодой инженер, спелеологи, они приносили еду осажденным по подземным коммуникациям. Были и мальчики, только окончившие школу. Интеллигентные, книжные дети, идеалисты, правдолюбцы. Ни один из них не брал в руки оружия. Погибли страшно. А родители живы — и каждый день переживают октябрь девяносто третьего.

— «Можно быть за левых и за правых, но тогда нам впервые показали право силы», — сказали вы в одном из интервью. Не кажется ли, что в этом смысле все мы — жертвы 1993-го?

— Те события во многом завершили перестроечные иллюзии по поводу верховенства права и возможности политической конкуренции, если на кону — власть. Впрочем, корнями эти сложнейшие темы уходят в нашу историю, когда итогом любого соперничества могло быть лишь уничтожение соперника. Могу только сказать, что горячо сочувствую людям, которые, действительно, снова и снова оказываются в заложниках очередных экспериментов. В этом есть какая-то чудовищная запрограммированность. Но одновременно с этим столько у нас светлого — самоотверженных, искренних, благородных людей, подвижников, талантов! Как хотелось бы, чтобы их не губили.

— Сквозь семью ваших героев проходит разлом: Лена за частную собственность и западные ценности, а ее муж вместе с Летовым и Распутиным пополнил ряды «русских чудиков». Чем, на ваш взгляд, объясняется извечный раскол русского общества, когда обязательно нужно выбрать какую-то политическую окраску? Нельзя просто жить собственной частной жизнью, как это принято на Западе?

— Ценности частной жизни никак не противоречат развитому гражданскому самосознанию. Тихое частное существование и возможно только там, где люди умеют защищать свои права и взгляды. Да и нет у героев романа, простых людей, какого-то чрезмерного активизма, просто само действие происходит в переломный момент истории, на фоне потрясений. Их закрутило вихрем времени.

Не стоит и считать, будто разделение на правых и левых, традиционалистов и прогрессистов — отечественное изобретение. Но этот баланс мнений — признак стабильного общества. Всех надо выслушивать, все имеют право думать так, а не этак. А конфликт 93-го проходил не только и не столько по этим линиям раскола. Там и там были «рыночники» и сторонники разделения властей. Например, противников роспуска Верховного Совета не устраивала отмена одной Конституции и продвижение другой, как выражались, «монархической», или утрата позиций Конституционного суда. В этой множественности как раз просматривалась определенная «европейскость» общественной жизни.

Страшно, когда разногласия легко превращаются во взаимную ненависть и близкие люди начинают видеть друг в друге врагов. Безумие смуты — об этом вся русская литература от «К-апитанской дочки» до «Белой гвардии». И в наши времена каждый день и каждый час я думаю, как важно сохранить в себе человека — и как просто расчеловечиться.

С режиссером Александром Велединским. Фото из личного альбома

— И каков все-таки истинный путь России?

— Как ни тяжело это сегодня представить, очень надеюсь, что Россия все же будет двигаться в сторону смягчения нравов. Человечность — вот чего катастрофически не хватает! Мне бы хотелось, чтобы Россия была развитым демократическим государством с равенством всех граждан перед Законом. В той же Думе я всегда последовательно отстаивал права граждан, вне зависимости от их взглядов, и многое, несмотря на противодействие, удавалось: имею в виду помощь даже не сотням, а тысячам (в том числе через запросы). И, конечно, я никогда не поддерживал ни один закон, направленный против прав людей.

— Вы возглавляете АСПИР, которая организует творческие резиденции для дебютантов в возрасте до: 60 лет. Но это противоречит модному сегодня формату «молодым везде у нас дорога».

— Слегка поправлю вас: в наших творческих резиденциях вовсе нет возрастных ограничений. Можно приехать и в 80, и в 90. А вот Мастерские АСПИР для начинающих писателей, проводимые нами по всей стране, — да, работают с дебютантами до 60. В прошлом году мы принимали туда авторов до 35, но довольно быстро почувствовали, что это неправильно. В поэзии талант проявляется рано, но проза, драма, литературная критика — зрелое дело... Как только мы расширили возрастные границы (и сразу получили новый поток интересных авторов!), нас стали клеймить — за что бы вы думали? — за эйджизм. Где-то, пишут нам в соцсетях, есть гениальные писатели 61+, которые остались за бортом. В общем, ждем, когда гении проявятся, будем и с ними работать.

— Для чего в стране, где и так писательские союзы в изобилии, понадобилась еще их ассоциация?

— Все ведущие союзы стали ее учредителями ради благородных целей, для помощи литературной среде. Амбициозная затея, которая, по-моему, оправдалась и выдерживает самые непростые испытания. Кроме тех самых резиденций, когда писатель может поработать в спокойствии среди природы, и Мастерских, которые увенчаются ноябрьской встречей лучших молодых талантов на форуме «Липки», — это и поездки писателей по стране, чего так ждут читатели, и литературные проекты для детских центров, и непрестанные вечера в легендарном Доме Ростовых, и, наконец, что очень важно, — помощь старикам, нуждающимся заслуженным литераторам.

Лично для меня АСПИР, журнал «Юность» и многое другое — не только труды, но и источник чувства творческого созидания.

— Сами-то других авторов читать успеваете?

— Обязательно. Вот сейчас на канале «Культура» выходит очередной сезон программы «Открытая книга». Авторы будут, как всегда, разных поколений и направлений, так что рядом, допустим, с Верой Богдановой и Дмитрием Даниловым выступит Александр Павлович Нилин, которому за восемьдесят, и он представит занимательную переделкинскую мемуаристику.

Литературный процесс сегодня — яркий, живой, интересный, динамичный. Те, кто жалуется на упадок литературы, как правило, просто ее не читают. Достаточно посмотреть лонг-листы крупных премий, чтобы захотелось немедленно прочитать и одно, и другое, и третье...

Немножко не хватает психологического реализма. Со слогом, занимательностью, самыми модными «-измами» — благополучно, однако всегда жду и ищу живую, полнокровную, умную прозу, которая умеет слышать людей и время.

— Дала ли депутатская деятельность сюжеты для литературной?

— Почтовый ящик депутата — это собрание в лучшем случае житейских и правовых драм, но чаще — трагедий. Эти истории, где отчаяние сплетено с надеждой, помогают понять какое-то вещество настоящего времени, психологию российской современности. Правда, впрямую в прозе я пока ни разу не пользовался этими жизненными сюжетами, но в очерках и статьях — не раз.

— Каких новинок от вас ждать?

— Написан новый роман. Сейчас отлеживается и, надеюсь, через некоторое время выйдет. С увлечением пишу биографию Юрия Павловича Казакова — прекрасного русского рассказчика, в чьей судьбе и прозе сочетались солнечная ясность и горечь обреченности.

— Как насчет чего-то детского? Ведь ваша собственная дочка Катя в свои четыре года наверняка уже готова к восприятию определенных литературных сюжетов. Кстати, вы не без гордости писали, что в ней соединились крови Шаргуновых и Толстых. По Катиному характеру это заметно?

С женой Анастасией и дочерью Екатериной. Фото из личного альбома

— Не берусь судить, просто очень люблю ее, восхищаюсь дочкиным артистизмом и рассудительностью. Сочиняю для нее стихи и сказки и, вы угадали, думаю их записать. А еще мой 17-летний сын Ваня в этом сентябре пошел учиться на исторический факультет МГУ. Горжусь его знаниями истории. И кстати, тема событий тридцатилетней давности его также не оставляет равнодушным.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9486
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7185
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?