В московском парке «Зарядье» состоялся трехдневный Публика уже привыкла к выступлениям его главного организатора – Всероссийского юношеского симфонического оркестра, основанного и более 10 лет руководимого народным артистом СССР Юрием Башметом, на самых ответственных площадках, вплоть до церемоний закрытия Зимней олимпиады-2014 и открытия Футбольного мундиале-2018. Но чтобы участниками события становились сразу девять оркестров, представляющих музыкантскую молодежь из 21 страны – такое произошло впервые.
– Это была моя давняя мечта, ее поддержал и мэр Москвы Сергей Собянин, – рассказал перед открытием смотра Юрий Башмет. – Но в планы вмешался коронавирус, и только сейчас, с окончательным снятием санитарных ограничений, мы смогли ее осуществить. Помог и Московский урбанистический форум, предоставивший нам самую, наверное, обширную свою площадку – Большой амфитеатр парка «Зарядье». Цель – не просто чтобы юные музыканты из разных государств поделились своим культурным достоянием. Главное – чтобы музыка окрылила их на творчество и дружбу, помогла стать хорошими людьми. Тогда наши шансы на мировое процветание увеличатся.
К сожалению, даже мне, энтузиасту симфонической музыки, не удалось посетить все программы смотра – они шли на протяжении всего минувшего уикэнда в режиме нон-стоп. Искренне досадовал, что не смог послушать, например, «Детский альбом» Чайковского в исполнении Детского оркестра городов Росатома (дирижер – Фредди Кадена), или 21-й концерт Моцарта в интерпретации Сибирского юношеского (дирижер Леонид Жуковский, пианист Лев Терсков), или Флейтовый концерт Франсуа Девьена в версии Детской филармонии Челябинской области (дирижер Валерий Уткин, солист Лев Камаев). Пришлось пропустить и выход на сцену Уральского юношеского симфонического оркестра под управлением неоднократного героя моих рецензий Антона Шабурова с такой серьезной вещью, как «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. Не доехал я и до концерта Юношеского симфонического оркестра Республиканской (Узбекистан) специальной музыкальной школы имени Виктора Успенского, который играл интереснейшую музыку Соломона Юдакова, Феликса Янов-Яновского, Тулкуна Курбанова, в свое время существенно продвинувших композиторское творчество этой советской республики – ныне независимого государства, продолжающего развивать культурные связи с Россией, о чем свидетельствовали и эти партитуры, и вошедший в программу мировой шедевр – «Половецкие пляски» Бородина.
Однако на недостаток впечатлений не жалуюсь. Представьте себе например, такой контраст: звучит мощное оркестровое тутти, а на его фоне трогает хрупкостью и проникновенностью соло ребаба – однострунного смычкового арабского инструмента в Концерте ливанского композитора Марселя Халифа… А затем тот же виртуоз по имени Хассан Моатаз эль Молла берет виолончель и лихо выдает Венгерскую рапсодию Давида Поппера – оказывается, он не только энтузиаст этнической музыки, но и концертмейстер вполне академического Катарского филармонического оркестра, его искусству в свое время дал высокую оценку сам Ростропович… Это – из программы объединенного Арабского юношеского филармонического оркестра под управлением нашего молодого дирижера Алексея Рубина.
Играть на ребабе ничуть не проще, чем на виолончели
Или выходит на сцену Алжирский камерный юношеский оркестр под руководством дирижера и композитора Салима Дады и играет Гимн России... пиццикато (то есть щипком). Потом, правда, вступают и смычки – и впечатление, будто музыка, сперва явившаяся как бы издали, вдруг встает в свой полный богатырский рост. А как колоритно-этничны голоса ансамбля в пьесе Дады «Рассвет над Джурджурой», переносящей слушателя в атмосферу этих заповедных алжирских гор – но ни ребаба, ни иных его «соотечественников» в это время не видно. Оказывается, музыканты владеют такими смычковыми приемами, что альт или виолончель начинают звучать совершенно «по-арабски». А на скрипке можно играть и абсолютно тем же способом, как на ребабе – поставив вертикально, и возникает фантастический звук, будто поет райская пери.
Оркестровая музыка – это очень красиво
Ну и, конечно, не могло обойтись без Всероссийского юношеского симфонического оркестра самого Юрия Башмета. В первый день ребята в возрасте до 9 до 22 лет, представляющие не только десятки российских регионов, но и некоторые зарубежные страны (например, на альте играет испанка), с юной страстью, но с недетской глубиной сыграли такие партитуры-глыбы, как «Ромео и Джульетта» Чайковского и «Симфонические танцы» Рахманинова. Чем такое дается, слегка приоткрыл нам за кулисами Башмет. С техникой ни у кого из ребят проблем нет, а вот с содержанием…
– Играем мы подход к кульминации в увертюре-фантазии Петра Ильича, и возникающая на ее гребне тема любви звучит вяло, – рассказывает Юрий Абрамович. – Тогда я говорю: представьте, что Джульетта-балерина разбежалась, прыгнула, исполнила в воздухе сложнейшее па – а Ромео отвлекся, и она вместо того, чтобы оказаться у него в руках, грохнулась оземь… После такого объяснения ребята сконцентрировались, Ромео у них-таки подхватил и обнял. Джульетту: музыка зазвучала на совершенно ином эмоциональном градусе.
А в последний день праздника ВЮСО, усиленный участниками остальных коллективов, превратился во Всемирный юношеский, который явил публике два ярких «оркестровых путеводителя» – Вариации на тему Паганини современного автора, друга Башмета Кузьмы Бодрова и знаменитую сказку Прокофьева «Петя и волк», где великий композитор не только рассказал веселую историю о пионере Пете и его приятелях, взаимовыручкой победивших дикого зверя, но и в занимательной форме показал детям и взрослым, как звучат флейта, гобой, кларнет, фагот, валторны, струнные, ударные… Партию чтеца-сказочника взял на себя еще один постоянный партнер Юрия Абрамовича – актер Константин Хабенский, и это тоже был пример того, как дружба творит чудеса. В чудотворчество, кстати, вовлекли и публику, которую Хабенский уже в амплуа режиссера научил, как в нужный момент поддержать Кошку и Птичку – мяуканьем и «кто чем может».
«Рано утром пионер Петя…», начал симфонический рассказ Константин Хабенский
После финала праздника мы узнали, что его посетили более 16 тысяч зрителей. Порой Большой амфитеатр, вход куда, к слову, был свободным, заполнялся под завязку и разражался настоящей овацией (например, после «арабской» сюиты из «Лебединого озера»). Не уменьшили пыл аудитории ни жарковатые первые два дня смотра, ни внезапный холодный дождь в третий вечер.
На улице идет дождь, а у нас идет концерт
На будущий год фестиваль в «мировой столице музыки», как назвал Москву Башмет, ожидается снова. Его дополнят академия мастерства для юных исполнителей и другие образовательные программы. Но самое главное, уверен прославленный музыкант, сохранится неизменным – гостеприимство российской столицы и вид на Кремль, приведший всех нынешних участников праздника в восторг.