Под руководством Юрия Башмета прошел Первый фестиваль юношеских оркестров мира
В московском парке «Зарядье» состоялся трехдневный Публика уже привыкла к выступлениям его главного организатора – Всероссийского юношеского симфонического оркестра, основанного и более 10 лет руководимого народным артистом СССР Юрием Башметом, на самых ответственных площадках, вплоть до церемоний закрытия Зимней олимпиады-2014 и открытия Футбольного мундиале-2018. Но чтобы участниками события становились сразу девять оркестров, представляющих музыкантскую молодежь из 21 страны – такое произошло впервые.
– Это была моя давняя мечта, ее поддержал и мэр Москвы Сергей Собянин, – рассказал перед открытием смотра Юрий Башмет. – Но в планы вмешался коронавирус, и только сейчас, с окончательным снятием санитарных ограничений, мы смогли ее осуществить. Помог и Московский урбанистический форум, предоставивший нам самую, наверное, обширную свою площадку – Большой амфитеатр парка «Зарядье». Цель – не просто чтобы юные музыканты из разных государств поделились своим культурным достоянием. Главное – чтобы музыка окрылила их на творчество и дружбу, помогла стать хорошими людьми. Тогда наши шансы на мировое процветание увеличатся.
К сожалению, даже мне, энтузиасту симфонической музыки, не удалось посетить все программы смотра – они шли на протяжении всего минувшего уикэнда в режиме нон-стоп. Искренне досадовал, что не смог послушать, например, «Детский альбом» Чайковского в исполнении Детского оркестра городов Росатома (дирижер – Фредди Кадена), или 21-й концерт Моцарта в интерпретации Сибирского юношеского (дирижер Леонид Жуковский, пианист Лев Терсков), или Флейтовый концерт Франсуа Девьена в версии Детской филармонии Челябинской области (дирижер Валерий Уткин, солист Лев Камаев). Пришлось пропустить и выход на сцену Уральского юношеского симфонического оркестра под управлением неоднократного героя моих рецензий Антона Шабурова с такой серьезной вещью, как «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. Не доехал я и до концерта Юношеского симфонического оркестра Республиканской (Узбекистан) специальной музыкальной школы имени Виктора Успенского, который играл интереснейшую музыку Соломона Юдакова, Феликса Янов-Яновского, Тулкуна Курбанова, в свое время существенно продвинувших композиторское творчество этой советской республики – ныне независимого государства, продолжающего развивать культурные связи с Россией, о чем свидетельствовали и эти партитуры, и вошедший в программу мировой шедевр – «Половецкие пляски» Бородина.
Однако на недостаток впечатлений не жалуюсь. Представьте себе например, такой контраст: звучит мощное оркестровое тутти, а на его фоне трогает хрупкостью и проникновенностью соло ребаба – однострунного смычкового арабского инструмента в Концерте ливанского композитора Марселя Халифа… А затем тот же виртуоз по имени Хассан Моатаз эль Молла берет виолончель и лихо выдает Венгерскую рапсодию Давида Поппера – оказывается, он не только энтузиаст этнической музыки, но и концертмейстер вполне академического Катарского филармонического оркестра, его искусству в свое время дал высокую оценку сам Ростропович… Это – из программы объединенного Арабского юношеского филармонического оркестра под управлением нашего молодого дирижера Алексея Рубина.
Или выходит на сцену Алжирский камерный юношеский оркестр под руководством дирижера и композитора Салима Дады и играет Гимн России... пиццикато (то есть щипком). Потом, правда, вступают и смычки – и впечатление, будто музыка, сперва явившаяся как бы издали, вдруг встает в свой полный богатырский рост. А как колоритно-этничны голоса ансамбля в пьесе Дады «Рассвет над Джурджурой», переносящей слушателя в атмосферу этих заповедных алжирских гор – но ни ребаба, ни иных его «соотечественников» в это время не видно. Оказывается, музыканты владеют такими смычковыми приемами, что альт или виолончель начинают звучать совершенно «по-арабски». А на скрипке можно играть и абсолютно тем же способом, как на ребабе – поставив вертикально, и возникает фантастический звук, будто поет райская пери.
Ну и, конечно, не могло обойтись без Всероссийского юношеского симфонического оркестра самого Юрия Башмета. В первый день ребята в возрасте до 9 до 22 лет, представляющие не только десятки российских регионов, но и некоторые зарубежные страны (например, на альте играет испанка), с юной страстью, но с недетской глубиной сыграли такие партитуры-глыбы, как «Ромео и Джульетта» Чайковского и «Симфонические танцы» Рахманинова. Чем такое дается, слегка приоткрыл нам за кулисами Башмет. С техникой ни у кого из ребят проблем нет, а вот с содержанием…
– Играем мы подход к кульминации в увертюре-фантазии Петра Ильича, и возникающая на ее гребне тема любви звучит вяло, – рассказывает Юрий Абрамович. – Тогда я говорю: представьте, что Джульетта-балерина разбежалась, прыгнула, исполнила в воздухе сложнейшее па – а Ромео отвлекся, и она вместо того, чтобы оказаться у него в руках, грохнулась оземь… После такого объяснения ребята сконцентрировались, Ромео у них-таки подхватил и обнял. Джульетту: музыка зазвучала на совершенно ином эмоциональном градусе.
А в последний день праздника ВЮСО, усиленный участниками остальных коллективов, превратился во Всемирный юношеский, который явил публике два ярких «оркестровых путеводителя» – Вариации на тему Паганини современного автора, друга Башмета Кузьмы Бодрова и знаменитую сказку Прокофьева «Петя и волк», где великий композитор не только рассказал веселую историю о пионере Пете и его приятелях, взаимовыручкой победивших дикого зверя, но и в занимательной форме показал детям и взрослым, как звучат флейта, гобой, кларнет, фагот, валторны, струнные, ударные… Партию чтеца-сказочника взял на себя еще один постоянный партнер Юрия Абрамовича – актер Константин Хабенский, и это тоже был пример того, как дружба творит чудеса. В чудотворчество, кстати, вовлекли и публику, которую Хабенский уже в амплуа режиссера научил, как в нужный момент поддержать Кошку и Птичку – мяуканьем и «кто чем может».
После финала праздника мы узнали, что его посетили более 16 тысяч зрителей. Порой Большой амфитеатр, вход куда, к слову, был свободным, заполнялся под завязку и разражался настоящей овацией (например, после «арабской» сюиты из «Лебединого озера»). Не уменьшили пыл аудитории ни жарковатые первые два дня смотра, ни внезапный холодный дождь в третий вечер.
На будущий год фестиваль в «мировой столице музыки», как назвал Москву Башмет, ожидается снова. Его дополнят академия мастерства для юных исполнителей и другие образовательные программы. Но самое главное, уверен прославленный музыкант, сохранится неизменным – гостеприимство российской столицы и вид на Кремль, приведший всех нынешних участников праздника в восторг.