В стране 70 лет идет экологическая война, жертвами которой ежегодно становятся десятки тысяч животных и растений, гибнущих на землях, оккупированных борщевиком Сосновского. Сбежавший с колхозных полей сорняк заполонил пустыри, обочины и брошенные поля, дачные участки и деревенские огороды. До последнего времени противостояние с вредителем было бессистемным и безуспешным. Однако ситуация может измениться в лучшую сторону: с принятием государственной программы борьбы с борщевиком регионы наконец-то смогут получить финансирование, необходимое для полноценной рекультивации зараженных борщевиком земель.
Борщевик Сосновского — это крупное растение, внешний вид которого, увы, прекрасно известен жителям европейской части России: огромные листья, мощный ствол, высота под 4 метра, большие зонтичные соцветия. Естественный ареал произрастания этой гигантской травы — Центральный и Восточный Кавказ, однако сразу после Великой Отечественной войны этот вид переселили на сотни и тысячи километров севернее.
В 40-х годах прошлого века перед советскими учеными стояла задача найти способ ускоренного восстановления разрушенного войной сельского хозяйства. И на обнаруженное на субальпийских кавказских лугах растение возлагались большие надежды. Быстрый рост и кормовая ценность сделали этот гигантский вид борщевика в глазах советских ученых идеальной силосной культурой. Первые эксперименты дали прекрасные результаты: борщевик без проблем акклиматизировался в новых условиях, семена показали идеальную всхожесть, а молодые побеги растения пришлись по вкусу всем травоядным домашним животным — за исключением умных лошадей.
Но очень скоро стало ясно, что решение о переселении борщевика было принято впопыхах — начали заявлять о себе многочисленные негативные побочные явления. Молоко от коров, которых кормили борщевиком, было горьким и портилось быстрее обычного. А люди, соприкасавшиеся в полях с этим растением, страдали от сильнейших солнечных ожогов (сок борщевика разрушает естественный защитный барьер кожи от ультрафиолетовых лучей). И наконец, завезенный с Кавказа борщевик оказался страшным агрессором: он легко убегал с колхозных полей, дичал и менял экосистемы захваченных территорий. Содержащиеся в его корневой системе эфирные масла, проникая в почву, быстро делали ее непригодной для произрастания других видов растений. В общем, недаром соседства с этим токсичным гигантом стараются избегать все дикие животные...
В итоге борщевик просто бросили. В 1980-м его перестали культивировать, в 2015-м официально признали сорняком, но де-факто агрессивное растение более 40 лет было предоставлено самому себе. И, по словам экоактивиста Георгия КАВАНОСЯНА, этого времени с лихвой хватило, чтобы оно заняло доминирующее положение в целом ряде экосистем.
«Борщевик давно уже не довольствуется брошенными землями — он захватывает все новые и новые территории, вплотную подбираясь к дачам и деревенским огородам. При этом приспосабливается к любой среде обитания. Борщевик считается солнцелюбивым растением, но это ему не мешает активно углубляться в лесные массивы. В результате мы очень скоро можем получить сплошные поля опасных для человека сорняков», — уверен экоактивист.
Опасения не беспочвенны. Борщевик сегодня распространился на территории от Калининграда до Урала и от Воронежа до побережья Белого моря! С недавних пор новости о встрече с захватчиком приходят из Сибири и с Камчатки. А наиболее пострадавшими от борщевика считаются восемь регионов: Московская, Тверская, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Кировская и Вологодская области, а также Республика Удмуртия. Ученые Сколковского института науки и технологий предупреждают: если проблему не начать решать прямо сейчас, то к 2050 году сорняк завоюет все регионы европейской части России.
Понимают ли эту опасность местные власти? Конечно. Но мало что могут сделать. В ходу штрафы для физических и юридических лиц, на чьих землях выявляют ядовитые растения (от 5 тысяч и от 1 млн рублей соответственно), но перекладывание проблемы с больной головы на здоровую не поможет. Неосмотрительный эксперимент затеяло государство, оно же не приняло мер для обуздания опасного растения. Так почему же за все это должны расплачиваться граждане?
До последнего времени единственным российским регионом, где борьба с борщевиком была организована и подкреплена финансированием в размере 500 млн рублей в год, оставалось Подмосковье. Но этого оказалось мало: зараженными борщевиком в Московской области остаются 30 тысяч гектаров.
Эффективными мерами борьбы с сорняком является регулярное срезание ботвы до начала созревания плодов и перекапывание корневой системы. Трудоемкую операцию нужно проводить как минимум два года подряд, иначе борщевик восстановится. Все это стоит денег, которых в региональных бюджетах нет. Но в случае принятия соответствующей федеральной программы они там появятся. И такая инициатива уже озвучена в стенах Госдумы.
Для того чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, борщевик Сосновского нужно признать опасным для экосистем растением, карантинным видом, без этого серьезных средств на борьбу с ним выделено не будет.