Устремившиеся вверх цены на кофе вносят коррективы в нашу жизнь: мы реже ходим в кафе, зато чаше покупаем всевозможные устройства для приготовления любимого напитка в домашних условиях. Получится ли сэкономить?
Из Вьетнама опять доносятся тревожные новости: там второй год подряд случился неурожай робусты. Добавьте к этому географические парадоксы. К примеру, зерно, выращенное в Индии, плывет в Россию вокруг Африки. В общем, как ни крути, а до конца года стоимость кофе у оптовых поставщиков обещает вырасти еще на 25-30%, предупреждают эксперты.
Для кафе и кофеен это станет чувствительным ударом, как и для людей, считающих день без кофе прожитым зря. За последние семь лет чашка кофе в России и без того подорожала на 120%. Очередная же прибавка в цене способна отвадить от кофеен даже преданных поклонников этого бодрящего напитка.
Опрошенные сотрудницы крупного бизнес-центра в Москве не скрывают эмоций. «В прошлом году кружка капучино в окрестных кафе стоила 200-250 рублей, а сейчас даже в заурядных заведениях за нее просят на 100 рублей больше, — жалуется операционист Светлана. — Так что же, теперь ждать чашку кофе по цене обеда, за 500 рублей? Или таскать на работу термос?»
Такая дилемма стоит не только перед Светой. За последние 30 лет Россия стала одним из крупнейших в мире импортеров кофе. Его потребление на душу населения за это время выросло в 10 раз. Мы пока еще не итальянцы, ежедневно пьющие по пять-шесть чашечек эспрессо, но многие россияне уже подсели на кофе и дня не могут прожить без американо или ароматного капучино. А прохожий со стаканчиком в руке стал частью пейзажа на улицах мегаполисов. Появилось целое поколение, не представляющее бытия без вывески «Кофе с собой».
А теперь внимание, новый поворот: в России заметно выросли продажи автоматических устройств для приготовления кофе в домашних условиях. Связано это прежде всего с желанием сэкономить. Что делать, жизнь учит нас считать деньги, так что покупка кило южноамериканской арабики для своей кофемашины вместо четырех-пяти чашек кофе в центре города представляется вполне здравым решением.
Важный нюанс. Если 10-15 лет назад лидерами рынка были капсульные кофемашины, то сегодня больше продаж приходится на машины автоматические. Они, конечно, заметно дороже капсульных, занимают больше места на кухне, но в качестве сырья используют зерна или молотый кофе, что гораздо выгоднее капсул, стоимость которых за последние два-три года тоже удвоилась. К тому же обилие настроек позволяет таким машинам готовить напитки в соответствии с личными вкусовыми предпочтениями. Такой кофе мало чем отличается от того, что подают даже в хороших кофейнях.
И вот что еще выясняется. Люди, впервые купившие такие устройства, в первые месяцы активно экспериментируют со вкусами и рецептами, заказывая при этом кофе в больших объемах. Не стоит сбрасывать со счетов и фактор рационального накопительства. Многие заядлые кофеманы, зная о неизбежном повышении цен, решили смягчить его эффект и запастись на черный день несколькими килограммами кофе, что также нашло отражение в статистике продаж. И их можно понять: купить сейчас кило хорошей зерновой арабики за 1500-2000 рублей гораздо интереснее, чем за 2500 ближе к концу года.
А что до формата «кофе с собой», то и он никуда не денется. Просто наполнять бумажные стаканчики многие будут не в кофейнях, а у себя дома. Главное — использовать для этого подходящие для автоматической машинки зерна. В противном случае устройство отправится в дорогостоящий ремонт.