На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса» о Серафине Луи, дочери крестьянки и часовщика, ставшей звездой наивного искусства, завоевала семь премий «Сезар». А фильм «Обнаженная муза» был удостоен гала-премьеры на Каннском фестивале.
Странно, что это кино появилось только сейчас: жизнь Пьера Боннара и его музы просится на экран — уж слишком бурными были их отношения. Будущий художник происходил из буржуазной семьи, изучал юриспруденцию в Сорбонне. Но вовремя понял, что все, чем он хочет заниматься, — это «марать бумагу с утра до вечера». Выиграв в 1881 году конкурс на создание рекламного плаката для шампанского, который восхитил Тулуз-Лотрека, Боннар распрощался с юриспруденцией и посвятил себя живописи.
Через два года 26-летний художник встретил на улице очаровавшую его хрупкую девушку, которая назвалась Мартой. Спросил, есть ли ей 16 лет. Она ответила утвердительно — и не соврала: как позже выяснилось, 16 ей действительно исполнилось, правда, восемь лет назад. Боннар предложил девушке попозировать за деньги. Марта, продававшая цветы в похоронном бюро, согласилась. Для бедной семьи деньги были совсем не лишними.
С этого фильм, собственно, и стартует. Сеанс в стиле ню (художник попросил натурщицу оголить грудь, на что та после некоторых пререканий согласилась) закончился страстным сексом в мастерской. Назавтра сеанс повторился: И Марта, прикинувшаяся обедневшей представительницей знатного итальянского рода де Мелиньи (на самом деле она была дочерью швеи и плотника Марией Бурсен), почти на полвека стала моделью, музой, женой художника. Боннар написал за свою жизнь около 2 тысяч полотен, не стареющая под его кистью Марта изображена на доброй трети из них.
Боннара называли проводником эстетики импрессионизма, главным колористом ХХ века. Одно время он возглавлял группу молодых художников-новаторов «Наби», много путешествовал. Посетил с коллегами ряд европейских и африканских стран, ездил получать премию в Америку. Но неизменно возвращался к Марте, которая в силу хрупкого здоровья (больное сердце, астма) тяготела к уединению. Это и определило сюжеты картин: Марта, принимающая ванну, надевающая чулки, лежащая в постели, читающая книгу в саду: Этих камерных мотивов Боннару хватало для создания радостных, пронизанным светом и солнцем полотен.
Фильм тоже получился камерным и светлым. В нем присутствуют сцены на вернисажах, встречи Боннара с друзьями-художниками и даже его поездка в Рим с новой музой, но сердцевиной картины стали его взаимоотношения с Мартой. Герои представлены на экране живыми, слегка эксцентричными персонажами. Она — своенравная дикарка, чувствующая свою слитность с окружающей ее природой. Любимое занятие Марты — принимать ванну, порой по три-четыре раза на дню, или купаться вместе с Пьером голышом в реке.
Когда же они выходили в свет, то, по воспоминаниям современников, порхающая на высоких каблуках Марта напоминала «экзотическую птицу». Актрисе Сесиль де Франс удалось передать нервную, изломанную пластику своей героини, переменчивость ее страстной натуры. И при этом преданную любовь к Боннару. Когда, перешагнув 50-летний рубеж, он на время оставил ее, увлекшись молодой натурщицей и начинающей художницей Рене (Стэйси Мартин), Марта потеряла покой и сон. Муки ревности, душевные страдания превратили ее из модели в творца. Пришедший навестить Марту друг семьи Клод Моне (Андре Маркон) принял ее полотна за новые работы Пьера Боннара.
Позже, когда Боннар покаянно вернулся, Марта удостоилась даже собственной выставки, но так и осталась в истории живописи музой своего гениального мужа, который соблаговолил обвенчаться с ней лишь спустя 33 года после их встречи. «Ни кольца, ни венца, ни детей» — бросила она ему как-то в лицо упрек. Но художник как огня боялся «буржуазной семьи»: пеленок, нянек, ночного детского плача.
Боннар в деликатном исполнении Венсана Макена предстает на экране очкариком-интеллигентом, художником-идеалистом, поглощенным процессом творчества. Можно догадаться, что и от молодой любовницы он ушел, потому что она с эгоистичным пылом юности требовала от него внимания, покупок, свадебных церемоний — отвлекала от работы. «Я только начинаю понимать, что такое рисовать», — сказал он под конец жизни.
Картины Боннара хорошо продавались, но стоимость работ его не интересовала. «Все эти нули меня раздражают», — говорил он без рисовки. Правда, достаток позволил художнику снимать особняки под Парижем, а потом приобрести собственный дом на юге Франции, где он продолжал упоенно работать до самой смерти. Марта умерла раньше его на пять лет. Перед ее уходом он написал и собирался подарить ей картину цветущего миндаля — этого весеннего чуда.
Восхитительная природа Франции стала еще одним персонажем фильма. Буйные заросли зелени, цветущие луга, уходящая к горизонту река в кувшинках, тенистые аллеи сада: Режиссер создал на экране чувственный, светоносный мир, который так радовал Марту и питал воображение Пьера Боннара. Этот мир остался на его полотнах, ставших достоянием человечества. Прикоснуться к нему можно и с помощью этого тонкого, нежного, красивого фильма.
P.S. В России хранятся 15 полотен Пьера Боннара: девять в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и шесть в ГМИИ имени Пушкина в Москве.