Россиянам могут предложить вместо оформления больничного листа на время болезни перейти на удаленную работу. Какая разница, что так, что этак можно дома отсидеться. Но черт, как известно, кроется в деталях...
Всего один неверный шаг на лестнице обернулся для москвички Ольги Тараевой серьезными проблемами. В начале ноября рентген показал перелом в голеностопном суставе. Сидеть на больничном и носить гипс пришлось месяц, в течение которого девушке пришлось активно заняться рукоделием: вязать котов и продавать игрушки на «Авито». Свести концы с концами без этого «бизнеса» Ольге не удалось бы.
Оформлять лист временной нетрудоспособности сейчас действительно невыгодно. Социальному фонду расточительность не свойственна. Чтобы по болезни получать от государства более-менее приличные деньги, нужно иметь хорошую белую зарплату, а к ней стаж не менее восьми лет. Не желая оказаться на голодном пайке, граждане норовят ходить на работу порой даже в полуобморочном состоянии, чем вредят и себе, и окружающим.
Хотя не всегда оформление больничного листа исключает возможность нормального исполнения работником должностных обязанностей. Возьмем к примеру вывихи и переломы (сейчас как раз сезон повышенного риска). После оказания помощи травмированный человек способен работать из дома, не теряя при этом в зарплате. Понятно, для поваров, металлургов или врачей скорой помощи такой вариант неприемлем, но для тех, чья работа связана с компьютером, это выход. Однако действующее законодательство исключает такую возможность. Взял больничный — лежи болей!
И вот законодатели обратились к Мин-здраву с предложением: при оформлении листа временной нетрудоспособности гражданам дать выбор. Решать самим, болеть им по всем правилам с потерей части дохода или дистанционно работать за свою зарплату. Такое письмо отправил министру Михаилу Мурашко глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Идея здравая. В выигрыше вроде бы все. Человек не выпадает из работы и не теряет в заработке. Работодатель не ищет ему замену. Социальный фонд не тратит бюджетные деньги. Однако не все так гладко. По мнению профессора Финансового университета Александра Сафонова, проблема в том, что в 90% случаев предпочтение люди будут отдавать полному заработку, при этом наплевательское отношение к своему здоровью и здоровью окружающих никуда не денется.
И с этим утверждением трудно спорить. Как бы ни был велик соблазн сохранить заработок в полном объеме, при остром течении некоторых заболеваний работать больному категорически не рекомендуется. Врачи и так жалуются, что россияне стараются не брать больничные, работают до последнего, а потом отправляются в стационары на машинах с мигалками. Так что оценивать состояние здоровья людей должны все-таки медики. И многие работодатели придерживаются такой же точки зрения, поскольку самоуверенность и бравада могут обернуться для ценных сотрудников тяжелыми осложнениями и длительной потерей трудоспособности. Против предложения неожиданно выступили и профсоюзы, усмотревшие в обсуждаемом механизме очередной инструмент закрепощения людей, которые могут оказаться в ситуации, когда в любых обстоятельствах их будут принуждать работать, а не лечиться.
Другая крайность — люди определенного склада ума, которые могут использовать новый механизм для того, чтобы сбегать на удаленку при малейшем недомогании. Опасность таких злоупотреблений исключать нельзя, и бизнесу это тоже не нравится. Рецепт один и очень древний: во всем искать золотую середину.