Главная Культура 15:39 21 Декабря 2022 4371
Русский Малер из Казани

Госоркестр Татарстана расслышал в Седьмой симфонии австрийского классика близкие нам провидческие смыслы

Сергей Бирюков
Малер зазвучал у ГАСО РТ как наш современник. Как человек «нашей группы крови». Фото предоставлены пресс-службой оркестра

В творческой жизни Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, имеющего не только в своем репертуаре, но и в дискографии антологии симфонической музыки Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Шостаковича – важное пополнение. Коллектив, давно уже играющий бОльшую часть симфоний Малера, на днях впервые в своей истории вынес на суд публики Седьмую. Сперва это случилось 14 декабря в родном для казанцев Государственном концертном зале имени Сайдашева. 17 декабря это исполнение услышала публика московского концертного комплекса «Зарядье».

Планами на Седьмую худрук оркестра народный артист России Александр Сладковский делился давно, но – не складывалось: то поступит крупный заказ от «Мелодии» или Sony Classical на те же боксы Шостаковича или Рахманинова, то маэстро зовут помочь по оркестровой части Конкурсу имени Чайковского, участвовать в работе жюри Конкурса имени Рахманинова. Все это на фоне и без того интенсивной жизни коллектива, в которой одних только казанских фестивалей – семь, а есть еще и гастроли вроде «Бетховен-тура» недавней осени.

И вот наконец – сложилось. Хочется сказать – «звезды сошлись», и это не просто слова. Вся аура, которую создавал вокруг себя оркестр, к тому вела: сентябрьская монографическая программа Шостаковича в Москве, партитуры Софии Губайдулиной на фестивале Сoncordia ее имени в Казани плюс Фортепианный концерт Альфреда Шнитке на этом осеннем смотре... При всем великом разнообразии это – музыка, так или иначе несущая на себе отсвет малеровской традиции философского, психологически-заостренного симфонизма.

Теперь эти бесчисленные переливы смысловых обертонов органично слились с «основным тоном» Седьмой. Гармонизовались с ним с самых начальных тактов, с типично малеровского тревожного ритма, в котором и признаки траурного марша (мы каждый день хороним свои иллюзии, сказал кто-то из классиков), и импульс к дальнейшему грандиозному симфоническому развороту. С пронзающего слух и душу призыва теноргорна (инструмент с глубоким тембром валторны и звонкой мощью тромбона).

Сразу поразили две вещи. Во-первых, темп, сдержанный даже более, чем можно было ожидать при малеровском обозначении Langsam – «медленно». Который определил собой и все дальнейшее течение симфонии, длящейся монументальные 83 минуты (минут на 10 дольше, чем, например, в известной версии Клаудио Аббадо с Люцернским фестивальным оркестром 2005 года). Но ни секунды не затянутой, а лишь обретшей в руках Сладковского и его коллектива еще бОльшую значимость.

Во-вторых – удивительно «русская» интонация, с которой зазвучали малеровские темы. Оно в общем-то естественно, если, например, вспомнить, какое влияние на Малера имела музыка Чайковского. Что, однако, далеко не все исполнители в полной мере осознают и тем более доносят до аудитории. У казанцев же эта ассоциация работала не только ретроспективно, в прошлое, но, главное – в будущее! Вслушаемся, например, в мятущуюся, как знамя на митинге, тромбоновую тему аллегро (Малер, не любивший итальянщины, помечает ее более колоритно Drängend – «напирая»: как тут не вспомнить романтический девиз Sturm und Drang, «буря и натиск»). Но это же прямой привет Пятой симфонии Шостаковича, особенно ее финалу. Хотя до той партитуры еще целых тридцать лет, да каких – мир неузнаваемо изменится в лихой волне революций. Малер и до Первой мировой войны не дожил – а казалось, уже знал, что произойдет с человечеством в грядущее жесточайшее столетие.

Не меньше подобной ассоциативности и в последующих частях. Правда, уютный маршик второй, названной Малером Nachtmusik («Ночная музыка»), по первому впечатлению будто уводит нас назад, в патриархальную традицию, как бы доносясь из освещенных окон дома, в котором, возможно, живет сам мастер музыкальных вечеринок Шуберт. Но само ощущение тьмы вокруг (то откликнутся дальним эхом духовые, то исказят тему хроматизмы) возвращает нас в тревожную эпоху Кафки и Мунка.

Еще более призрачна третья часть Скерцо (не в ней ли подслушал мрачновато-таинственное начало своего знаменитого «Вальса» Равель?) с ее шуршащими, как ночная листва под ветром, струнными линиями, сквозь которые лукаво пробивается улыбчивая, но притемненная низким регистром виолончелей и валторн вальсообразная мелодия. Может, где-то рядом дают Легара? Или опять Малер предугадал, какими популярными интонациями будет через 30 лет «демократизировать» свои партитуры Шостакович (помните песенку «Чилита» в финале Шестой симфонии или «садово-парковый» вальс во Второй джазовой сюите Дмитрия Дмитриевича? Вообще следы Малера в советской массовой музыке – отдельная большая тема, тут есть в чем «уличить» и Соловьева-Седого, и Аркадия Островского, и многих других, в том числе говоря конкретно о материале Седьмой симфонии, но это, конечно, далеко выходит за рамки газетной рецензии. Одно очевидно: наши композиторы хорошо знали и ценили великого австрийского предшественника).

Не уступит в мистике третьей и четвертая часть Nachtmusik II, хотя по внешним признакам это не то серенада под мандолину с гитарой, не то даже колыбельная в детской – только после такой колыбельной вряд ли приснятся добрые сны, особенно когда низкие струнные вдруг резко замедляют игрушечно пританцовывающую мелодию и превращают ее в неуклюже топочущую мрачную тень.

Поразительно, но даже финал, который многие критики считают менее удачным, чем другие части (Малер явно хотел повторить опыт искрящегося светом финала Пятой, но там вышло органично, а тут не очень), команда Сладковского уберегает от распада на хаос эпизодов, придавая своеобразный калейдоскопический смысл этому нагромождению маршей и танцев от лендлера до галопа. А когда в коде появляется помпезно преображенная «тема борьбы» из первой части, даже мелькает смелая (но не противоречащая содержанию этой заметки) мысль: может, Малер и официозный пафос торжеств в будущих тоталитарных государствах предслышал и спародировал?

Что думают на этот счет сами музыканты, к сожалению, не удалось узнать – грех было беспокоить усталых артистов, которым после тура Петербург – Москва предстояла дорога в родную Казань. Но мне кажется, и они, и их шеф должны быть довольны. Уж силой и продолжительностью московской овации – точно.

Александр Сладковский и его оркестр должны быть довольны московским выступлением. Уж силой и продолжительностью овации – точно

Впрочем, кто сказал, что общение на почве музыки Малера прервалось надолго? Не далее как 28 января в Казани ГАСО РТ «замахнется» на гигантскую Вторую симфонию, включающую, помимо инструментальных партий, и вокальные, для чего приглашает певиц из Большого театра Анну Аглатову и Агунду Кулаеву, а также хор Льва Конторовича «Мастера хорового пения» радиостанции «Орфей». 1 февраля эту же партитуру музыканты исполнят в московском зале Чайковского, где у казанского оркестра уже много лет собственный концертный абонемент.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?