Знаменитый оператор Кристофер Дойл, который представлял таинственное роуд-муви Джима Джармуша «Предел контроля», открывавшее фестиваль, сказал, что, по его мнению, этот рассказ о путешествии в стиле дзен будет правильно показать в день открытия, совпавший с днем рождения Ивана Дыховичного. А в рамках фестиваля прошла ретро-спектива картин режиссера — от короткометражки «Откуда в траве рыба?» до его последней ленты «Европа — Азия». А под рубрикой «Гала-премьеры» были показаны «Жажда» Пака Чан Ука, «Клык» Гиоргоса Латимоса, «Святая кровь» председателя жюри Алехандро Ходоровского и мини-сериал «Зеленое порно» с Изабеллой Росселини, повествующий о брачной жизни насекомых и обитателей моря.
В конкурсе в этом году было только девять фильмов — сказался кризис. Как ни странно, сокращение количества картин зрителями было воспринято скорее позитивно: можно было не разрываться между разными показами, как это обычно происходит на фестивалях с большим количеством фильмов, а спокойно оценить всю представленную программу.
Тем более что качество фильмов-участников «Завтра/2morrow3» было традиционно высоким — это действительно один из лучших фестивалей, проходящих в России. Как отметил его программный директор Алексей Медведев, в этом году многие из показанных картин либо были комедиями, либо содержали в себе элементы этого жанра, как, например, норвежский фильм «Север», получивший награды за лучшие звук и изображение.
Режиссер Руне Денстад Ланглу сказал, что в других странах содержимое канистры, из которой постоянно отхлебывает бородатый герой фильма, отчего-то принимали за воду, но русские зрители точно не ошибутся как минимум потому, что с норвежцами их роднит наличие холода, снега и зимней депрессии.
Также две награды достались американской картине Роберта Сигела «Большой фанат» — жюри блогеров оценило историю 36-летнего работника автостоянки, готового пожертвовать здоровьем ради выигрыша любимой футбольной команды. А сыгравший этого истового и одновременно добродушного человека Пэттон Освальт получил приз в номинации «Актеры».
Лучшей историей жюри признало чилийский фильм «Служанка», обладатель Гран-при фестиваля «Санденс». Картину о замкнутой служанке Ракель, 23 года служащей в одной семье и отчаянно не желающей признавать никаких помощниц, режиссер Себастьян Сильва показал в Чили членам профсоюза горничных, и зрительницы моментально разделились на два лагеря, либо утверждая, что позиция Ракель им близка, либо заявляя, что с такой женщиной они бы не хотели иметь ничего общего.
И, наконец, Гран-при фестиваля получил канадский фильм «Я убил свою маму» 20-летнего Ксавье Долана, написавшего сценарий и сыгравшего главную роль в страстной и отчасти даже истеричной истории о 16-летнем юноше, который любит и одновременно ненавидит свою мать. Литературным аналогом фильму Долана могла бы стать повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» с поправками на возраст, темперамент и сексуальную ориентацию героев. Сравнить оба произведения возможность будет: «Я убил свою маму» скоро выйдет в российский прокат.
Выбор
Лучшие фильмы фестиваля «Завтра/2morrow3»
«Полицейский, прилагательное» (2008, Румыния)
Фильм Корнелиу Порумбойю о полицейском, чья жизнь построена по законам и правилам, которые противоречат его чувствам.
«Хадевейх» (2009, Франция)
На примере студентки, влюбленной в Бога и мечтающей стать монахиней, режиссер Бруно Дюмон доказывает, что гордыня — смертный грех.
«Все билеты проданы» (2008, Малайзия)
Пародия с элементами мюзикла, где Ю Жун Хань насмехается и над реалити-шоу, и над высокоинтеллектуальными программами о кино.