На этот раз маршрут привел наших корреспондентов в Шадринск — районный центр в Курганской области. Здесь родился Иван Иванов, известный как скульптор Шадр, изваявший знаменитый «Булыжник — оружие пролетариата». Хотя в центре города Шадринска стоит и другой памятник — гусю. Почему вдруг увековечили эту птицу? О том особая история...
Мы ехали из Кургана в Шадринск. Внезапно увидели бывший лесной массив, ныне состоящий из почерневших обугленных деревьев. Еще недавно здесь бушевали пожары, уничтожившие десятки гектаров леса и несколько деревень. Как объяснил водитель, дорогу между Курганом и Шадринском по такому случаю закрывали, лишь недавно по ней возобновилось движение.
Жуткая картина: по обе стороны шоссе тянутся безжизненные леса. И вдруг пожарища сменились цветущими кустами и деревьями. Они, к счастью, уцелели, потому что сменился ветер, и огонь изменил направление.
А вот и сам Шадринск, расположенный между Курганом и Екатеринбургом. Здесь редко встретишь экскурсантов, хотя город заслуживает того, чтобы стать туристическим центром. Хотя бы потому, что здесь сохранилось много бывших купеческих особняков самых причудливых форм. У многих есть общая деталь — миниатюрные башенки-пагоды, украшающие карнизы зданий. Увы, состояние большинства из этих архитектурных творений оставляет желать лучшего. Для их восстановления требуются средства, которых у города с населением в 70 тысяч просто нет.
Зато прекрасно смотрятся расположенные рядом с рекой Исетью восстановленные Никольский и Спасо-Преображенский храмы. И бывшая гимназия, а ныне школа. И здание местного драматического театра, возведенное в начале XX столетия. Тогда его называли Клубом приказчиков, а сейчас это настоящий театр с постоянной труппой и интересным репертуаром. Правда, спектакли идут по пятницам и субботам. Нам, приехавшим в Шадринск в воскресенье, не повезло.
Оказался закрытым и музей. Это просто беда многих наших городов, где музейщики почему-то отдыхают в выходные и праздничные дни. Остается любознательным путешественникам разглядывать расположенный рядом с музеем стенд с изображениями знаменитостей, родившихся в Шадринске. Один из них — автор знаменитой скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Иванов, он же Шадр (нетрудно догадаться, откуда взялся этот псевдоним). В городе установлен памятник скульптору, где он изображен в окружении созданных им персонажей.
Шадринский район — это и родина замечательного земледельца Терентия Семеновича Мальцева, в советские времена бывшего знаменитостью, узнаваемой в лицо. Его по праву называли народным академиком. А сейчас время других героев...
Но отправимся дальше, по набережной Исети. Идете, никого не трогаете, любуетесь рекой — и вот он, памятник шадринскому гусю. Птица гордо смотрит на проходящих мимо местных жителей и гостей города. За что же гусь удостоен такой чести? Оказывается, Шадринск издавна славился разведением гусей, мясо которых отличалось особым, изысканным вкусом. Распробовали гусятину и царские особы. Еще во времена Екатерины II, в соответствии с ее указом, гусей своим ходом гнали из Шадринска в расположенную в 2,5 тысячи верст столицу, для того чтобы приготовить из них блюда для царского стола. Об этом факте сообщает надпись, помещенная на пьедестале увековеченной птицы.
Можно, конечно, подивиться тому, как удавалось гусям в такой долгой дороге не растерять веса — от человека остались бы кожа да кости. Но не будешь же спорить с тем, что высечено на памятнике.
Узнав о гастрономической славе шадринских гусей, мы решили заказать в городском ресторане блюдо из этой птицы. И опять незадача! Повар, с пониманием выслушав нашу просьбу (сразу видно, мы не первые, кто с нею обращается), отвечал, что с удовольствием выполнит заказ, но только на следующий день — требуется немало времени, чтобы гусь превратился в деликатес. Увы, так долго ждать мы не решились, пропали бы с голода. А потому, в отличие от инженера Брунса из «Двенадцати стульев», мы остались без гусика. Оставалось поверить на слово, что кулинарная традиция в Шадринске все еще жива.