Главная Культура 00:19 21 Апреля 2023 8696
Космическая одиссея Клима и Юлии

На экраны страны оглушительным тиражом выходит фильм «Вызов»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Юлия Пересильд и Милош Бикович составили в фильме «Вызов» звездный дуэт

Премьера этого уникального кинопроекта, частично снятого в космосе, состоялась 12 апреля сразу на двух престижных площадках: в Кремлевском дворце, где фильм посмотрела политическая элита страны, и в столичном кинотеатре «Октябрь», куда пришла Москва артистическая. Причем, в «Октябре» картину показывали сразу во всех 11 залах, забитых под завязку. Такого столпотворения здесь давно не наблюдалось.

Многих, в том числе и меня, интересовал вопрос: стоило ли съемочной группе с риском для жизни лететь в космос ради «какого-то фильма»? Особенно если помнить, что все шедевры мирового кино на эту тему («Космическая одиссея» Кубрика, «Солярис» Тарковского, «Гравитация» Куарона, «Интерстеллар» Нолана, франшиза «Звездные войны» etc.) были сняты на Земле. Да и режиссер «Вызова» Клим Шипенко несколько лет назад отметился фильмом «Салют 7», снятым в павильоне, что не помешало ленте завоевать кучу фестивальных наград, включая «Золотого орла».

Ответ, который я получил на финальных титрах фильма «Вызов», для меня теперь однозначен: да, стоило. И дело не только в том, что прекрасная актриса Юлия Пересильд за время предполетных тренировок, включая тестирование на центрифуге и в барокамере, приобрела уникальный опыт, который нельзя сымитировать. Не только в том, что Клим Шипенко для съемок в космосе похудел на 15 кг, а ради экономии места в тесных космических отсеках освоил еще и профессии оператора, художника-постановщика, что помогло ему создать подлинно авторский фильм.

Ради полета в космос режиссер Клим Шипенко похудел на 15 килограммов и освоил несколько новых профессий

Главное, что совместный полет режиссера и актрисы позволил им снять в космосе 288 часов уникального материала. И в итоге помог насытить «Вызов» такими неповторимыми деталями и подробностями, которые нельзя придумать на земле. По возвращении из экспедиции Клим признался, что космос подсказал ему немало режиссерских решений. И это чувствуется, и это властно притягивает наш взгляд к экрану. Мы-то знаем: все, что происходит в фильме на космическом корабле, несмотря на всю свою фантастичность, — это настоящее, это правда. Ведь Юля и Клим там были...

Сюжет фильма, между тем, и впрямь отдает фантастикой. Торакальные хирурги в космос пока не летают, операции в состоянии невесомости не делают. А вот героиня Пересильд Женя Беляева волею авторов фильма туда полетела. Не могла не полететь. Потому что одному из космонавтов во время выхода в открытый космос повредило легкие. И ситуация на МКС сложилась по-настоящему критическая. Возвращать экипаж на Землю нельзя: больной при перегрузках во время приземления не выживет. Спасти его может только операция.

Продержаться на МКС он сможет от силы две недели. За это время надо подготовить и отрядить в космос умелого (и смелого!) хирурга. Из великолепной семерки кандидатов руководители космической отрасли (убедительные Александр Балуев и Владимир Машков) выбирают героиню Юлии Пересильд. Потому что кроме врачебного опыта, отменного здоровья и боевого характера у нее еще есть душевная отзывчивость, а это в условиях невесомости фактор весомый.

Героиню Пересильд выбрали для полета в космос из семи претендентов

Женя проходит в фильме практически тот же путь, что прошла сама актриса, готовясь к полету. Лучшее, что есть в фильме, — это заворожившие меня съемки в космических локациях: в тренажерных залах и модулях, в ЦУПе с его накаленной атмосферой и на Байконуре с взлетающей ракетой и караванами верблюдов на горизонте. А уж когда героиня оказывается на МКС! С вздыбленными от невесомости золотистыми волосами, летающая по узким отсекам корабля, словно диковинная птица, героиня Пересильд властно перетягивает на себя все зрительское внимание. Даже реальные космонавты меркнут на ее фоне. Оно и понятно: их в кино играть не учили...

Словом, все, что в фильме связано с космическим полетом, снято на небывалом для нашего кинематографа творческом, технологическом, эмоциональном уровне. Это вполне международный масштаб и размах, это режиссерская перчатка с руки Клима Шипенко, дерзко брошенная в лицо Тому Крузу, который, говорят, тоже собирается снимать кино в космосе. Теперь голливудскому первачу предстоит приложить сверхусилия, чтобы достойно ответить на этот кинематографический вызов.

Если бы Клим Шипенко ограничился в фильме только космическим сюжетом, возможно, его фильм стал бы настоящим шедевром. И встал бы в один ряд с высокой классикой жанра. Но режиссер побоялся столь радикального жеста и решил «утеплить» фильм земными, бытовыми, семейными коллизиями. И отчасти испортил свою картину: уникальное, единичное, штучное порой сменяется на экране обыденным, привычным, а то и откровенно банальным.

Так, невнятная коллизия с дочерью-старшеклассницей, влюбившейся в низкорослого мальчика в дредах, оказалась скомканной и брошенной режиссером где-то на полпути. Мальчик как залез под кровать, опасаясь вернувшейся с работы Жени, так из-под нее, похоже, и не вылез до конца фильма. Спрашивается: а был ли мальчик? И зачем он вообще был? Да и вялотекущие платонические отношения самой Жени с влюбленным в нее волооким коллегой (новый секс-символ нашего экрана Милош Бикович) показан в фильме пресно, без искр любовной химии, чтобы можно было поверить во внезапно вспыхнувшее в финале пламя взаимных чувств.

И уж совсем анекдотичной выглядит линия с моложавой и кокетливой мамой героини (Елена Валюшкина), которую, оказывается, нельзя волновать из-за ее проблем с сердцем. И потому Женя лжет маме, что вместо космоса летит в Иркутск. В разгар сложнейшей операции на МКС мама позвонит дочери с просьбой... бросить ей на карту 3 тысячи рублей. И заодно попросит привезти ей из Иркутска икры омуля и кедровых орешков. И Женя, одной рукой орудуя в легких пациента, другой отправит маме из космоса требуемую сумму. И пообещает привезти дары Байкала. В зале раздастся ожидаемый смех. У меня, правда, возникло подозрение, что зрители смеялись не над удачной шуткой, а над неловкой фантазией авторов фильма.

К сожалению, юмора подобного рода в фильме больше, чем предполагает хороший вкус. Пытаясь впихнуть в один фильм невпихуемое, авторы, боюсь, не до конца определились с адресом своего послания. «Вызов» пытается балансировать на грани между серьезным авторским высказыванием и зрительским блокбастером. Но усидеть на двух стульях редко кому удается. Европейские фестивали фильмом, как я догадываюсь, не заинтересовались. Не оправдались надежды инициаторов этого амбициозного трехчасового проекта (среди них «Роскосмос» и Первый канал) и на широкий международный прокат. «Вызов» пока купили 20 стран, среди них Бахрейн, Египет, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Сирия... Это явно скромнее первоначальных ожиданий.

P. S. Что касается внутреннего кинорынка, то фильм, на производство которого было потрачено более миллиарда рублей (это не считая затрат на сам полет в космос), в прокате наверняка окупится, тем более, что к рекламе «Вызова», кроме Первого канала, подключились и портал Госуслуги, и «Почта России». Но до рекордных показателей «Чебурашки» фильм, по моим ощущениям, вряд ли дотянется...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5264
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4320
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...