Спектакль «Генерал и его семья», поставленный в Театре имени Вахтангова режиссером Светланой Земляковой, — из тех, что попадает в самые болевые точки нашей современной жизни. В его основе роман Тимура Кибирова, вышедший три года назад и ставший лауреатом премии «Большая книга». И хотя действие в нем происходит в 1970-х, в истории одной семьи из тех лет до боли много общего с нынешними событиями и переживаниями.
Главные герои — генерал Василий Иванович Бочажок с дочерью Анной — представители во всех отношениях благополучного семейства. Оба порядочные и честные, искренне любят друг друга. Но в вопросах политики они оказались по разные стороны баррикад, и этим течением родных людей разносит все дальше и дальше: Не правда ли, знакомая ситуация? Такое нынче случается не только в генеральских семьях.
Избалованная дочь генерала Анна (Полина Рафеева). Фото Валерия Мясникова. Предоставлено пресс-службой Театра им. Вахтангова
Отчего так происходит? Универсального ответа нет. В бедах своей семьи генерал Бочажок винит: поэтессу Ахматову. Да-да, ее, Анну Андреевну. Ведь с тех пор, как ее творчеством в 8-м классе увлеклась юная Аня Бочажок, она стала читать запрещенную литературу (говоря по-нынешнему, всяких иноагентов), и ее взгляды на жизнь поменялись радикальным образом. Кстати, сама поэтесса в спектакле тоже присутствует. Ее играет актриса Лада Чуровская, исполняющая заодно и роль библиотекарши, позволившей девочке прочесть крамольный «Реквием». Ахматова в спектакле одета как на известном портрете Натана Альтмана.
Максим Севриновский необычайно органичен в роли немолодого генерала, отца взрослой дочери. Его герой — с одной стороны, солдафон, с другой — нежный и жертвенный папа, для которого любимая дочь невольно становится постоянным источником тревог и проблем. Это и ссоры на почве политики, и беременность без мужа (а ведь Бочажок — образцовый семьянин), а потом и супружество с человеком совсем другого круга.
Но испить чашу до дна генералу приходится, когда Анна решает эмигрировать и просит подписать разрешение на свой отъезд. Для Василия Ивановича это означает и расставание навсегда с дочерью и внуком, и невозможность дальнейшей службы. Крах всей жизни, построенной такими трудами, по кирпичику. И выдача такого разрешения для Бочажка, к тому же не так давно еще и ставшего вдовцом, — неслыханный героизм, который, увы, мало кто оценит...
В спектакле много любви и горечи, но хватает и светлых моментов. Идет неспешный рассказ о семье Бочажков с того самого дня, как она зародилась, то есть со встречи молодого офицера с будущей женой-дагестанкой Травиатой, или, как Василий Иванович потом ее назовет, Травушкой. Играющая ее Мария Волкова искусно показывает героиню в разных возрастах. Начинает со статной веселой девушки, а заканчивает пожившей женщиной, умирающей от рака в больнице.
Вообще все на сцене существуют с полной отдачей — и каждый на своем месте. Зрелой игрой в образе красавицы Анны удивляет студентка 4-го курса Щукинского театрального института Полина Рафеева. Очень хороши Полина Бондарь в роли Машки — верной и в чем-то нелепой подруги главной героини, и Ольга Боровская, играющая сердобольную соседку Бочажков, и Эюб Фараджев — муж Анны Лев Блюменбаум...
Одно из главных достоинств спектакля, на мой взгляд, — это то, что его создатели никого не осуждают. Постановка всего лишь утверждает простую истину: любовь выше политики. Но по нынешним временам и эта мысль отдает крамолой.
И вот она, последняя сцена, от которой щемит сердце. Генерал Бочажок задает в аэропорту уезжающей от него дочери свой традиционный вопрос: «Кто самая красивая девочка на свете?» И, получив ответ: «Я», кивает согласно: «Правильно. Ну иди».
И они навсегда расстаются друг с другом.