Главная Культура 14:04 20 Августа 2021 3365
Амур, Купидон и другие

До Царицына долетели «Стрелы Амура» из Останкина

Виктория Пешкова
Коллекция вееров Останкина - одна из богатейших в России. Фото предоставлены Музеем-усадьбой Останкино

В Царицыне открылась выставка «Стрелы Амура» из коллекций знаменитого дворца-театра графов Шереметевых. Это – логическое продолжение проекта «Дворец во дворце»: закрытый на длительную реставрацию, музей-усадьба Останкино продолжает работать в формате «гостевых экспозиций».

Когда в 2013 году в музее-усадьбе Останкино начались реставрационные работы, обширную коллекцию – а это более 3,5 тысяч единиц хранения – пришлось распределять по дружественным музеям. Ведь ни запасников, ни фондохранилищ в Останкине просто нет. Все предметы находились во дворце на тех местах, какие им изначально определяли владельцы. На помощь останкинцам пришли коллеги из заповедника Коломенское, музея-усадьбы Остафьево, Фонтанного дома в Петербурге и других известных музеев. Собрание скульптуры, которому перемещения на большие расстояния категорически противопоказаны, разместили в Среднем дворце музея-заповедника Царицыно, предназначенном для временных экспозиций. О развернутой здесь (и открытой до сих пор) выставке «Дворец во дворце» наша газета уже писала в 2014 году.

Большая часть скульптур, приобретенных в разное время Шереметевыми, так или иначе связана с культом любви, духом которого проникнуто все XVIII столетие. Поэтому нынешняя выставка «Стрелы Амура» гармонично дополнила экспозицию «Дворец во дворце». Век, прозванный галантным, сделал эротику неотъемлемой частью светской жизни. Амур, Купидон, Эрот: как ни назови капризного божка – по-французски, на латыни или древнегреческом, – его страстная и противоречивая природа остается неизменной. Изящные веера и старинные гравюры, нежные миниатюры и хрупкие фарфоровые безделушки – два века тому назад все это служило атрибутами изысканной любовной игры. Разгадывать их тайные послания в XXI веке еще интересней.

Коллекция вееров Останкина – одна из богатейших в России. На выставке обращают на себя внимание несколько шедевров, в частности «Триумф Галатеи» и «Венера и Адонис» – оба этих античных мифа, как и сюжеты других представленных изображений, не обходятся без участия резвых амуров. Этим хрупким атрибутам любовной игры, созданным неизвестными французскими и английскими мастерами, почти два с половиной столетия. А гравюрам из «Храма муз» – богато иллюстрированного издания, составленного выдающимся французским гравером и издателем Бернаром Пикаром по сюжетам из поэмы Овидия «Метаморфозы» – почти триста лет. Вот Амур с удивлением взирает на неуязвимого для его стрел Эндимиона, пленившего ветреную богиню луны Селену. А вот крылатый вестник любви целится в красавца Нарцисса, чтобы поселить в его сердце гибельную любовь к самому себе. Символика древней мифологии понятна и сегодня, ведь человеческая природа в главном не меняется из века в век.

Выставка пронизана духом галантного и куртуазного XVIII века

Однако, как ни плодотворно работает «на гастролях» в условиях длительной реставрации Останкинский музей, хочется знать, когда же все-таки его сокровища вернутся домой. Увы, точную дату окончания реставрационных работ пока не могут назвать даже специалисты, поскольку речь идет об уникальном объекте с уникальной судьбой. Напомню: усадьбу «Осташково, Останково тож» княжна Варвара Черкасская принесла в приданое своему супругу – Петру Борисовичу Шереметеву. Но граф больше любил Кусково и новому владению особого внимания не уделял. И осталось бы Останкино обычным имением, если бы не сын и наследник Петра – Николай. Молодой граф, страстно любивший искусство, решил возвести здесь театр для масштабных оперных постановок. Над проектом работали выдающиеся архитекторы – Франческо Кампорези, Алексей Миронов, Иван Старов, Винченцо Бренна. Первых гостей дворец-театр принял в апреле 1797 года. Современники были единодушны – ничего подобного им прежде видеть не приходилось.

Кардинальных перестроек Шереметевы в Останкине не устраивали, потому дворец в значительной степени сохранил свой первозданный вид. В 1917 году последние владельцы передали его вместе со всеми ценностями новой власти для создания музея, который открылся в 1919-м, а с 1939-го стал называться музеем творчества крепостных. Реставрационные работы во дворце проводились неоднократно, но такого масштабного проекта, как тот, что стартовал в 2013-м, шереметевская жемчужина еще не знала.

– По самым оптимистичным прогнозам, работы займут еще несколько лет, – признается директор музея-усадьбы Геннадий Вдовин, – и станут самым крупным реставрационным проектом в мире с момента завершения восстановлений утраченных дворцовых ансамблей под Петербургом – Петергофа, Павловска и Царского Села. В Останкине под строгим контролем принимаются первоочередные противоаварийные меры, позволяющие поддерживать дворец в должном состоянии. Разрабатывается проект временного фондохранилища. Одновременно во многих реставрационных мастерских Москвы и Петербурга идет работа над предметами обстановочного комплекса. Любой дворцово-парковый ансамбль – это сложно устроенный организм, но Останкино – место особое: деревянных дворцов-театров XVIII века во всем мире сохранилось не более десятка, в России же он – единственный. А это, помимо прочего, означает, что опыта масштабной реставрации памятника деревянного зодчества такого уровня у специалистов просто нет. Не секрет, что зачастую «реставраторы» снимают декор, разбирают здание по бревнышку и возводят на его месте новую конструкцию, вдобавок заменяя дерево современными материалами, чтобы удешевить и ускорить процесс – под декором все равно ничего не видно, а посетитель не догадается, что перед ним не исторический памятник, а лихой новодел. Но по отношению к Останкину это совершенно недопустимо, поскольку дворец – еще и шедевр инженерного искусства: сложная каркасная деревянная конструкция, в сущности, предвосхитила строительные технологии XX века. Использованные здесь конструктивные схемы необходимо изучить и сохранить. Так что наша реставрация – это ещё и уникальное научное исследование.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8421
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5141
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4215
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4076
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...