Недавно в Новороссийске разразился скандал. После парадных сообщений о присвоении высшей категории нескольким здешним пляжам местные жители возмутились: как же так, всем известно, что на этом рекламируемом пляже идет сброс стоков! Чиновники уверяют, что никакого загрязнения не происходит, но запах вовсю выдает неладное.
Эпицентром скандала стала страничка в соцсети депутата городской думы Новороссийска Ильи Канакиди. Он-то и сообщил, что высшая категория была присвоена четырем пляжам: Дюрсо, Русское море, Абрау-бич и Центральный. У читателей прежде всего вызвало недоумение упоминание в этом списке пляжа Центральный, ведь именно там в море сливается канализация.
«Вы что, шутите? Над пляжем витают такие запахи, что впору загорать в противогазах, на Центральном зловонная жижа течет! Какая же тут высшая категория», — говорится в одном из самых благопристойных комментариев. В остальных местные жители выражают свое отношение к решению в гораздо более резких выражениях.
«Там не канализация, а ливневые воды. При залповых дождях у нас это происходит обычно. Канализации там нет. В следующем году планируется начать строительство трубы глубоководного выпуска, чтобы решить эту проблему», — не слишком внятно прокомментировали ситуацию в новороссийской мэрии, обойдя вопрос о подозрительном запахе от ливневки.
Стоит обратить внимание на то, что категории пляжам Краснодарского края присваиваются в зависимости от наличия необходимой инфраструктуры, а чистота воды, как и ее запах, в расчет не принимаются.
Однако у активистов нюх гораздо острее, чем у чиновников. Накануне старта туристического сезона участники «Общественного контроля», которые ведут последовательную борьбу за улучшение экологической ситуации в Новороссийске, прошли по набережной и сняли на видео сразу несколько сливов в море. Жидкость через металлические трубы на мысе Любви и том самом Центральном пляже текла мутная, с характерным фекальным запахом.
Во время купального сезона сотрудники Роспотребнадзора регулярно берут пробы воды на оборудованных пляжах. В мэрии Новороссийска утверждают, что ни разу за последние годы пляж не закрывали из-за нарушения санитарных норм. Однако соседство купающихся и нечистот в Новороссийске фиксировалось, причем официально. Несколько лет назад прокуратура (а не Роспотребнадзор, который, по идее, должен принимать такие меры) выявила проблемы на пляже в районе кинотеатра «Нептун». Там отдыхающих приглашали искупаться в Черном море прямо рядом с канализационными сооружениями. А лабораторные исследования выявили загрязнения в прибрежных водах.
В 2019 году над Новороссийском вновь нависла угроза — прорвало камеру канализационного коллектора на Суджукской лагуне, заткнуть дурнопахнущий фонтан не могли двое суток. Местные жители были уверены, что стоки попали в озеро Соленое и на пляжи Коса и Алексино, но Роспотребнадзор заявил, что морская вода соответствует требованиям СанПиН.
В соседнем Геленджике проблемы с канализационными стоками в бухту возникают ежегодно. Среди горожан распространено мнение, что очистные сооружения давно не справляются с нагрузкой, тем более в летний сезон, и канализационные стоки сбрасывают напрямую в море.
В местном водопроводно-канализационном хозяйстве перекладывают ответственность на самих горожан. Дело в том, что главным источником загрязнения была и остается река Су-Аран, которая несет в Черное море грязь со склонов Маркотхского хребта и в какой-то мере содержимое септиков и выгребных ям в многочисленных поселках. Кроме того, река течет через весь город — под землей, но через кварталы частных домовладений.
«Жители Геленджика часто стараются сэкономить на подключении к канализации. Врезают в ливневку левую трубу и сливают туда все свои «сокровища». Многие летом сдают жилье в аренду, у кого-то небольшой бизнес. Провести канализацию стоит 100 тысяч рублей, а штраф за нарушение — всего 1,5 тысячи. Вот и экономят», — объяснял директор водоканала Александр Умитбаев. По его словам, коммунальщики рассчитывают надежность сетей исходя из официальной нагрузки. А левые врезки дают непредсказуемые объемы и, как следствие, прорывы канализации.
Новая очистная станция в городе должна была заработать еще в 2021 году, но пандемия спутала планы. И в прошлом году сметы были еще раз пересчитаны. По последним данным, новые сооружения на Тонком мысе и реконструкция действующих очистных на Толстом обойдется в 11 млрд рублей. Кроме того, в Геленджике намерены заменить большинство магистральных коллекторов, чтобы защитить их от дождевых стоков. Полгода назад уже началось строительство глубоководного выпуска очищенных сточных вод, он будет удален от берега на 1700 метров. Завершение же работ предполагается не ранее 2024 года.
Но в заявлениях от имени компании, которая получила значимый подряд, ничего не говорится о левых врезках в ливневую канализацию и сбросах в подземное русло реки. Городские власти, похоже, тоже пока не придумали универсальных решений на этот счет. А санитарные врачи «не исключают новых вспышек кишечных инфекций».
Конечно, не каждая семья туристов будет обращаться в инфекционную больницу или скорую помощь, когда дети температурят, страдают от рвоты или диареи. И даже если обратятся, то кто будет выяснять, как именно малыш подцепил инфекцию — хлебнув морской воды, съев арбуз или подтаявшее мороженое? Тем более если официально пробы воды соответствуют СанПиН.
Но насколько мы можем доверять официальным данным? Пока ни один из курортов на Черном море не может похвастаться современными и мощными очистными сооружениями и современной канализационной системой. Даже в олимпийском Сочи, как отмечают в мэрии города, большинство станций построены еще в 1970-е, то есть почти полвека назад, и давно изношены.
P.S. Масштабная реконструкция очистных сооружений вошла в программу социально-экономического развития курорта. Но завершение программы предполагается только в 2030 году. А наплыв отдыхающих ожидается уже через месяц. Из-за нынешних политических событий россиянам стали менее доступны прежде популярные туристические направления. И Краснодарский край, и Крым готовятся к буму.