Главная Культура 20:31 20 Апреля 2022 4567
Озолотите тенора

Исполнитель главной роли в мюзикле Свердловской музкомедии стал лауреатом «Золотой маски» 

Сергей Бирюков
«Внезапный» мастер-класс опытного тенора юному коллеге стал музыкальной кульминацией спектакля. Фото Свердловского театра музкомедии

До музыкальных ли комедий сегодня? Несколько недель назад я уже начинал одну из своих заметок примерно такой фразой. И там же отвечал на нее словами начальника времен Великой Отечественной войны, бросившего молодому режиссеру Борису Покровскому: к черту вашу оперу, оперетту давайте! Вот настанет мир, тогда приходите с «Иваном Сусаниным»…

Нынешняя «зимняя весна», что никак не отваживалась распрощаться со снегом и холодом, в то же время оказалась удивительно щедра на солнечные мелодии и краски ярких, талантливо поставленных оперетт, мюзиклов, комических опер. «Остров Тюлипатан» Оффенбаха в Геликон-опере, оффенбаховский же «Робинзон Крузо» в Московском академическом музыкальном театре, «Моя прекрасная леди» в Санкт-Петербургской музыкальной комедии – называю только то, что видел сам и о чем успел написать в прессе… 12 апреля этот ряд пополнил мюзикл «Одолжите тенора», показанный Свердловским театром музыкальной комедии в рамках фестиваля «Золотая маска» на сцене столичного театра Et Cetera.

Что за название, спросите вы? Я тоже прежде этой вещи не видел и не слышал. Точнее, знаю драматический спектакль «Одолжите тенора» в московском Театре имени Пушкина по пьесе американского комедиографа Кена Людвига, но бродвейский мюзикл Брэда Кэрролла по ней до уральцев никто в нашей стране не ставил. И уже за этот просветительский жест им – респект.

Тема произведения – самая что ни на есть традиционная для театра. Это сам театр с его звездами и толпой, сюрпризами и интригами, провалами и взлетами. Но что нового можно сказать в ней после «Талантов и поклонников», «Без вины виноватых», «Леса», «Чайки», наконец «Гамлета»?.. Оказывается, можно, если в правильной пропорции приправить современную комедию классической трагедией, к гротеску добавить нужную толику лирики, а пародию на штампы согреть искренними чувствами буквально всех героев – отрицательных персонажей здесь просто нет, зато у каждого с лихвой милых недостатков, которые только добавляют им жизни и обаяния.

И еще одна сильная сторона пьесы, а соответственно исполнения (ибо без виртуозного актерского мастерства за нее нечего и браться) – это стремительность действия. С самого начала крепко хватающего зрительское внимание интригой: заморский тенор Мерелли, которого как бога ждут в Кливлендской опере на роль Отелло, выбит из рабочей формы ссорой с женой в лучших традициях итальянского кино, заменить его не на кого, кроме как на юного, голосистого и влюбленного в оперу, но абсолютно безвестного суфлера Майка… В итоге – сумасшедший успех спектакля, который мало того что был отлично спет – никто в зале не догадался, что поет не Мерелли: директор договорился с юношей, что их «подлог» останется тайной, ведь иначе возмущенная публика разнесет театр и его, директора, в клочья… Тем временем настоящий Мерелли, оправляясь от шока, натягивает костюм Отелло и бежит в театр, где его принимают за сумасшедшего: ведь «звезда» в точно таком же костюме сейчас на сцене. А после – звана на прием к президенту США, но туда, не доверяя столь ответственную роль мальчишке, идет сам директор – для камуфляжа, вы угадали, в костюме Отелло… И когда три Отелло сталкиваются друг с другом, а претендующие на их внимание три женщины, и вся труппа, и городские зеваки, и полиция впадают в изумление, граничащее со ступором – блеску этой стретты могут позавидовать лучшие комедии мира.

Что касается музыкальной стороны дела – тут немного сложнее. Во-первых, сам мюзикл Кэрролла, крепко и безошибочно скроенный по бродвейским стандартам, все же не «Моя прекрасная леди» и не «Кабаре»: здесь полно отличных зонгов и искрометных чечеток, но нет убойных хитов уровня «Я танцевать хочу» или «Мани-мани». Во-вторых, в исполнении я бы разделил великолепную работу дирижера Антона Ледовского и театрального оркестра с одной стороны – и солистов с другой. Да, актерски Павел Дралов (директор оперы Генри Сандерс), Евгений Елпашев (Макс Гербер), Екатерина Мощенко (дочь Сандерса Мэгги), Николай Капленко (Тито Мерелли), Татьяна Мокроусова (Мария Мерелли), Светлана Кочанова (местная примадонна Диана Дивейн) и другие исполнители великолепны. Иногда небезынтересны и вокально – например, в сцене импровизированного мастер-класса, который Мерелли дает своему новоиспеченному приятелю Максу и у того вдруг раскрывается широкое певческое дыхание. Но все же больших голосов, которыми прежде славилась Свердловская музкомедия, я не услышал. Ни у одного из Мерелли, ни у лукаво-инфантильной Мэгги, ни у пафосной (так должно быть в идеале) Марии, ни, что особенно досадно, у «примадонны» Дианы, которой композитор поручил самый, может быть, яркий номер мюзикла – арию обольщения ею Мерелли, составленную из фрагментов великих оперных партий – Тоски, Чио-Чио-сан, Кармен, Адель, Мюзетты, Снегурочки, Брунгильды…

И все же ансамблевая работа артистов настолько отточена (режиссер-постановщик Антон Музыкантский), а пространство декораций так атмосферно и ловко выстроено, простым поворотом сцены в мгновение преображаясь из закулисья театра в гостиничное фойе, а из номеров-будуаров в таинственные лабиринты отельных коридоров (художник-постановщик Анастасия Пугашкина), что зрительское внимание – по крайней мере мое – до конца подхлестывалось этим прекрасным театральным чувством: ах, как здорово придумано!

Ну и напоследок штрих: спектакль, как объявил перед его началом президент премии и фестиваля «Золотая маска» Игорь Костолевский, начинает собой программу «Открытый занавес», которой российский театр обращается к беженцам из Донбасса – пусть в нелегкие дни наши артисты поделятся с этими повидавшими горе людьми хотя бы лучиком радости, согрев их на несколько часов в солнечной атмосфере хорошего, с добрым посылом сыгранного спектакля.

А вы говорите – зачем музыкальные комедии…

P.S. По итогам «Золотой маски-2022», подведенным 20 апреля, Евгений Елпашев стал лучшим актером в жанре «Оперетта и мюзикл».

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37200
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8404
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5130
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4206
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4073
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...