Главная Культура 20:31 20 Апреля 2022 4509
Озолотите тенора

Исполнитель главной роли в мюзикле Свердловской музкомедии стал лауреатом «Золотой маски» 

Сергей Бирюков
«Внезапный» мастер-класс опытного тенора юному коллеге стал музыкальной кульминацией спектакля. Фото Свердловского театра музкомедии

До музыкальных ли комедий сегодня? Несколько недель назад я уже начинал одну из своих заметок примерно такой фразой. И там же отвечал на нее словами начальника времен Великой Отечественной войны, бросившего молодому режиссеру Борису Покровскому: к черту вашу оперу, оперетту давайте! Вот настанет мир, тогда приходите с «Иваном Сусаниным»…

Нынешняя «зимняя весна», что никак не отваживалась распрощаться со снегом и холодом, в то же время оказалась удивительно щедра на солнечные мелодии и краски ярких, талантливо поставленных оперетт, мюзиклов, комических опер. «Остров Тюлипатан» Оффенбаха в Геликон-опере, оффенбаховский же «Робинзон Крузо» в Московском академическом музыкальном театре, «Моя прекрасная леди» в Санкт-Петербургской музыкальной комедии – называю только то, что видел сам и о чем успел написать в прессе… 12 апреля этот ряд пополнил мюзикл «Одолжите тенора», показанный Свердловским театром музыкальной комедии в рамках фестиваля «Золотая маска» на сцене столичного театра Et Cetera.

Что за название, спросите вы? Я тоже прежде этой вещи не видел и не слышал. Точнее, знаю драматический спектакль «Одолжите тенора» в московском Театре имени Пушкина по пьесе американского комедиографа Кена Людвига, но бродвейский мюзикл Брэда Кэрролла по ней до уральцев никто в нашей стране не ставил. И уже за этот просветительский жест им – респект.

Тема произведения – самая что ни на есть традиционная для театра. Это сам театр с его звездами и толпой, сюрпризами и интригами, провалами и взлетами. Но что нового можно сказать в ней после «Талантов и поклонников», «Без вины виноватых», «Леса», «Чайки», наконец «Гамлета»?.. Оказывается, можно, если в правильной пропорции приправить современную комедию классической трагедией, к гротеску добавить нужную толику лирики, а пародию на штампы согреть искренними чувствами буквально всех героев – отрицательных персонажей здесь просто нет, зато у каждого с лихвой милых недостатков, которые только добавляют им жизни и обаяния.

И еще одна сильная сторона пьесы, а соответственно исполнения (ибо без виртуозного актерского мастерства за нее нечего и браться) – это стремительность действия. С самого начала крепко хватающего зрительское внимание интригой: заморский тенор Мерелли, которого как бога ждут в Кливлендской опере на роль Отелло, выбит из рабочей формы ссорой с женой в лучших традициях итальянского кино, заменить его не на кого, кроме как на юного, голосистого и влюбленного в оперу, но абсолютно безвестного суфлера Майка… В итоге – сумасшедший успех спектакля, который мало того что был отлично спет – никто в зале не догадался, что поет не Мерелли: директор договорился с юношей, что их «подлог» останется тайной, ведь иначе возмущенная публика разнесет театр и его, директора, в клочья… Тем временем настоящий Мерелли, оправляясь от шока, натягивает костюм Отелло и бежит в театр, где его принимают за сумасшедшего: ведь «звезда» в точно таком же костюме сейчас на сцене. А после – звана на прием к президенту США, но туда, не доверяя столь ответственную роль мальчишке, идет сам директор – для камуфляжа, вы угадали, в костюме Отелло… И когда три Отелло сталкиваются друг с другом, а претендующие на их внимание три женщины, и вся труппа, и городские зеваки, и полиция впадают в изумление, граничащее со ступором – блеску этой стретты могут позавидовать лучшие комедии мира.

Что касается музыкальной стороны дела – тут немного сложнее. Во-первых, сам мюзикл Кэрролла, крепко и безошибочно скроенный по бродвейским стандартам, все же не «Моя прекрасная леди» и не «Кабаре»: здесь полно отличных зонгов и искрометных чечеток, но нет убойных хитов уровня «Я танцевать хочу» или «Мани-мани». Во-вторых, в исполнении я бы разделил великолепную работу дирижера Антона Ледовского и театрального оркестра с одной стороны – и солистов с другой. Да, актерски Павел Дралов (директор оперы Генри Сандерс), Евгений Елпашев (Макс Гербер), Екатерина Мощенко (дочь Сандерса Мэгги), Николай Капленко (Тито Мерелли), Татьяна Мокроусова (Мария Мерелли), Светлана Кочанова (местная примадонна Диана Дивейн) и другие исполнители великолепны. Иногда небезынтересны и вокально – например, в сцене импровизированного мастер-класса, который Мерелли дает своему новоиспеченному приятелю Максу и у того вдруг раскрывается широкое певческое дыхание. Но все же больших голосов, которыми прежде славилась Свердловская музкомедия, я не услышал. Ни у одного из Мерелли, ни у лукаво-инфантильной Мэгги, ни у пафосной (так должно быть в идеале) Марии, ни, что особенно досадно, у «примадонны» Дианы, которой композитор поручил самый, может быть, яркий номер мюзикла – арию обольщения ею Мерелли, составленную из фрагментов великих оперных партий – Тоски, Чио-Чио-сан, Кармен, Адель, Мюзетты, Снегурочки, Брунгильды…

И все же ансамблевая работа артистов настолько отточена (режиссер-постановщик Антон Музыкантский), а пространство декораций так атмосферно и ловко выстроено, простым поворотом сцены в мгновение преображаясь из закулисья театра в гостиничное фойе, а из номеров-будуаров в таинственные лабиринты отельных коридоров (художник-постановщик Анастасия Пугашкина), что зрительское внимание – по крайней мере мое – до конца подхлестывалось этим прекрасным театральным чувством: ах, как здорово придумано!

Ну и напоследок штрих: спектакль, как объявил перед его началом президент премии и фестиваля «Золотая маска» Игорь Костолевский, начинает собой программу «Открытый занавес», которой российский театр обращается к беженцам из Донбасса – пусть в нелегкие дни наши артисты поделятся с этими повидавшими горе людьми хотя бы лучиком радости, согрев их на несколько часов в солнечной атмосфере хорошего, с добрым посылом сыгранного спектакля.

А вы говорите – зачем музыкальные комедии…

P.S. По итогам «Золотой маски-2022», подведенным 20 апреля, Евгений Елпашев стал лучшим актером в жанре «Оперетта и мюзикл».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?