Понесенные нашим театром в последнее время потери в лице уехавших режиссеров и актеров не заметить невозможно, но даже в их отсутствии прошедший сезон выдался в столице интересным. Пусть кто-то и считает, что в такое непростое время не до спектаклей, либо нужны лишь те из них, что развлекают и дают передышку от сложной действительности. И все-таки появляются качественные серьезные постановки, говорящие о стремлении осмыслить прошлое и отрефлексировать настоящее, установить вдумчивый диалог со зрителем, не оставлять его один на один со своими проблемами.
Любопытно, что среди лидеров по удачным спектаклям для взрослых оказались коллективы, раньше считавшиеся детскими и подростковыми – РАМТ и МТЮЗ. Две премьеры последнего я бы назвала лучшими в сезоне – изрядно горькое «Собачье сердце» Антона Федорова и «Медовый месяц в кукольном доме» главрежа коллектива Петра Шерешевского. Его спектакль по собственной пьесе, вышедший в конце июня, получился и о крушении одной семьи, и о запрограммированности человека на самоуничтожение. Шерешевский каждый год умудряется выпустить хит в МТЮЗе, хотя много и успешно работает также в других театрах: например, недавно создал очень заметные и значимые «Маскарад с закрытыми глазами» на большой сцене МХТ им. Чехова и «Бориса Годунова» в Театре Наций. Сегодня этот режиссер – в числе лидеров среди своих российских коллег. Так же как и Антон Федоров, в прошлом году ставший главрежем Новосибирского театра «Старый дом». Но и в Москве он работает часто – например, в этом сезоне поставил остроумную «Мадам Бовари» совместно с Театральным агентством Леонида Робермана «Арт-партнер» в Театре «Маска».
Что касается РАМТа, большой резонанс вызвали «Ленинградские сказки» Филиппа Гуревича о детях одной семьи в годы Великой Отечественной войны по книгам одноименного пятичастного цикла современной писательницы Юлии Яковлевой. Работа тем более примечательная, что постановок, основанных на литературе наших дней, сейчас совсем немного. Гораздо больше ставится пьес, которые рассказывают о сегодняшней жизни по канве классических сюжетов. Таков, например, прекрасный спектакль малой формы «Мизантроп и я» Екатерины Половцевой в том же РАМТе, где действие пьесы Мольера переносится в нынешнюю кинематографическую тусовку.
В число премьер, которые стоит посмотреть, конечно, входит и «Четыре тирана» Константина Райкина в «Сатириконе» о людях, тормозящих прогресс – число таковых со времен Карло Гольдони точно не уменьшилось. Достойна внимания и пронзительная, лиричная постановка молодого режиссера Владимира Киммельмана «Завтра была война» по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева в Театре им. Пушкина.
Говоря о нынешних ведущих московских режиссерах, стоит упомянуть и Светлану Землякову. Театралы стараются не пропускать ее новых спектаклей, особенно после прошлогодней громкой постановки в Театре им. Вахтангова «Генерал и его семья». Сейчас у Земляковой сразу две удачные премьеры – в Театре на Таганке знаковые для него «Деревянные кони» по произведениям Федора Абрамова, а на Малой сцене Театра Наций – «Наташа» по пьесе современного автора Марины Крапивиной.
Вообще заметных режиссеров-женщин становится все больше, и похоже, это тенденция сегодняшнего дня. Лично для меня одним из лучших спектаклей малой формы в этом сезоне стал «Голод» Елизаветы Бондарь по одноименному роману Кнута Гамсуна на Малой сцене МХТ им. Чехова.
Герой «Голода» мечтает помочь всему человечеству (Сергей Волков). Фото Александры Торгушниковой предоставлено Медиацентром МХТ им. Чехова
Другая замечательная премьера такого формата – «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника, вышедшие в июне в Пространстве «Внутри». Этот спектакль в небольшом подвальном помещении собрал звезд первой величины – таких как Ольга Лерман, Светлана Иванова, Мария Смольникова, Максим Виторган, и билетов уже не достать.
Вершинин и Ирина пока в ожидании чего-то светлого (Максим Виторган и Светлана Иванова). Фото Иры Полярной предоставлено Пространством «Внутри»
Говоря о спектаклях малой формы, нельзя не упомянуть и об очень сильной «Повести о Сонечке» Владислава Наставшева в Театре им. Евгения Вахтангова. За создание образа Марины Цветаевой актриса Евгения Крегжде с несомненным основанием была отмечена как лучшая исполнительница женской роли на только что учрежденной I Московской премии театральных блогеров, с итогами которой и по другим позициям автор этих строк во многом согласна. Для некоторых актеров, режиссеров и театралов эта награда стала даже важнее «Золотой маски». Особенно после того, как авторов отмеченного той премией два года назад спектакля «Финист Ясный Сокол» Евгению Беркович* и Светлану Петрийчук* недавно приговорили к 6 годам лишения свободы (см. «Финист Ясный Сокол улетел на шесть лет» в «Труде» 12.07.2024), и это тоже своеобразный, самый неутешительный итог нынешнего сезона.
* Включены 15 апреля 2024 года Росфинмониторингом в число лиц и организаций, причастных к экстремистской деятельности и терроризму