Завершив переговоры с главой Белого дома, Путин сразу вылетел в Белград и уже через полчаса после прибытия в столичный аэропорт "Сурчин" сидел за столом переговоров с югославским лидером Воиславом Коштуницей. После беседы с глазу на глаз в Палате федерации разговоры продолжились в поздние вечерние часы за рабочим ужином. В воскресенье утром президенты провели официальные переговоры, затем Путин отдельно встретился с премьер-министром Сербии Зораном Джинджичем и, согласно ранее объявленной программе, должен был вернуться в Москву.
Между тем президентский самолет вылетел из "Сурчина" в ином направлении - в Косово. Командующий российским воинским контингентом в крае Владимир Казанцев доложил президенту о военно-политической ситуации в Косово, назвав в числе ее основных дестабилизирующих факторов подрывные действия албанских экстремистов. После совещания в штабе РВК президент вручил государственные награды военнослужащим, отличившимся при выполнении миротворческой миссии. Более трех тысяч российских миротворцев размещены в Косово с июля 1999 года и контролируют примерно 10 процентов территории края. В Приштине Путин встретился также с делегацией Совета Безопасности ООН, находящейся в эти дни с ознакомительной поездкой в Косово.
А на переговорах в Белграде два президента, знакомство которых завязалось в прошлом году в Москве, говорили о наболевшем. О балканских "пороховых погребах" - на юге Сербии, в Косово, Македонии, грозящих вызвать новые территориальные переделы на карте Балкан, особой роли России в снятии растущей напряженности на Балканах, участии российских предприятий в экономическом восстановлении Югославии, российском газовом экспорте, от которого зависит выживание Сербии в зимние месяцы.
В первых оценках переговоров с Путиным югославский президент сделал акцент на косовском кризисе и двустороннем экономическом сотрудничестве. Коштуница не скрывал, что рассчитывает на поддержку российского руководства, чтобы добиться неукоснительного соблюдения резолюции 1244 СБ ООН. Президент заявил, что нет и в помине предусмотренных в документе гарантий возвращения изгнанных лиц, безопасности для неалбанского населения и реального участия сербов в окончательном определении статуса края. А предложенные от имени ООН временные международно-правовые рамки самоуправления в Косово вовсе не являются временным, а де-факто закрепляют порядок, который лишил сербов законного права самим определять свою собственную судьбу.
"Как бы это тяжело ни было, террористов нужно разоружать и выполнять все другие положения резолюции Совета Безопасности ООН", - заявил в ответ Владимир Путин, пообещав безусловное содействие усилиям по стабилизации обстановки в Македонии. Оба президента поддержали идею проведения международной конференции, которая подтвердила бы незыблемость границ на Балканах и гарантировала бы права национальным меньшинствам. "В политическом плане важно продвигать применение нового комплексного подхода при урегулировании ситуации на Балканах, - пояснил российский президент на встрече с командным составом миротворческих контингентов в Косово и Боснии. - Именно его мы положили в основу выдвинутой российской инициативы о заключении со странами региона соглашения, которое обеспечивало бы неукоснительное соблюдение общепринятых базовых принципов межгосударственных отношений - прежде всего взаимного признания суверенитета и территориальной целостности".
Владимир Путин подверг резкой критике ооновский план самоуправления для Косово, который предусматривает проведение 17 ноября в крае выборов органов власти. Президент РФ заявил, что этот план имеет серьезные недостатки, поскольку содержит слишком много уступок радикалам и проводится в обход Совета Безопасности ООН.
Для российско-югославских отношений ключевым было заявление российского президента в Белграде о том, что сегодня Югославия как никогда нуждается в поддержке всего мирового сообщества, и Россия готова внести в это свой вклад, который, похоже, будет иметь не только политический, но и сугубо материальный характер.
Белград не в состоянии оплачивать "живыми деньгами" весь объем поставок российского природного газа, а схема "газ за товары" работает пока слабо. Руководитель Газпрома Алексей Миллер, входивший в состав российской делегации, провел в Белграде интенсивные переговоры с югославским правительством, чтобы решить проблему с оплатой в обоюдных интересах.