На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной экранизацией — мини-сериалом «Гостья из будущего» (1984), — новый фильм имеет мало общего. Строго говоря, это вполне самостоятельное произведение, которое оторвалось от первоисточника, как отрывается ракета от первой своей ступени...
Общего у фильма с повестью Кира Булычева — только примерный фабульный каркас да имена нескольких героев. Все остальное, включая облик, возраст, характер взаимоотношений персонажей, уровень и масштаб приключений изменены порой до полной неузнаваемости. И в этом смысле создатели «Ста лет тому вперед» (сценаристы Андрей Золотарев, Ксения Мирошник, режиссер, он же соавтор сценария Александр Андрющенко) совершили еще более радикальное переосмысление литературного оригинала, чем авторы недавней экранизации «Мастера и Маргариты», которая вызвала в обществе нешуточные споры. Предвижу, что бурные дискуссии будут сопровождать и эту версию вечнозеленого булычевского сюжета.
Итак, в настоящем, датированном 2024 годом, вместе с заботливой мамой (Мария Майкова) живет старшеклассник, обладатель тонкой эмоциональной натуры и пышной шевелюры Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн, известный по фильмам «Страна Саша», «Монастырь», «Праведник»). Он ходит в обычную московскую школу, тусуется с друзьями, играет в видеоигры, слушает и сам сочиняет рэп. А еще, как ему кажется, он серьезно влюблен в первую красавицу класса Алтухину (Софья Цибирева), которая флиртует то с ним, то с другим одноклассником.
В прекрасном будущем, где отказались от мяса, умеют контролировать климат, не пользуются наносящим вред экологии транспортом, но по-прежнему пользуются банкоматами Сбербанка и отдыхают на курортах Краснодарского края, под бдительным присмотром профессора медицины и чадолюбивого отца (Константин Хабенский) подрастает школьница Алиса Селезнева (Даша Верещагина, звезда фильмов «Гостья», «Лгунья», «Фурия»). У нее точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния.
С помощью хитроумного прибора под названием «космион» Коля и Алиса однажды встретятся в будущем, то есть в 2124 году. Разумеется, между ними тут же вспыхнет искра, которая заставит Колю вырвать из своего сердца коварную Алтухину. Но отдаться сполна свежим юношеским переживаниям подростки (которых играют актеры, соответственно, 22 и 26 лет, что вызывает некоторое недоумение) не смогут. Волею приключенческих обстоятельств Коля и Алиса тут же нырнут в прошлое, а потом опять переместят в будущее — не только в светлое, но и в альтернативное темное.
Вместе с ними эти прыжки во времени и пространстве будут совершать космические пираты Весельчак У (Александр Петров) и Глот (Юра Борисов), которые хотят завладеть «космионом», чтобы стать полновластными хозяевами планеты. До поры до времени они будут выступать единым фронтом, а потом начнут враждовать еще и между собой. Сразу замечу, что актерские работы наших самых популярных на сегодня актеров — лучшее, что есть в фильме. Петров и Борисов отрываются по полной в ролях патентованных негодяев, создавая двуединый образ всемирного зла.
Александр Петров сыграл в фильме одну из лучших своих ролей
На помощь подросткам приходят все силы доброй воли, включая маму Алисы (Виктория Исакова), которая из прекрасного будущего когда-то перенеслась в наше настоящее, да так и застряла здесь в роли училки физики в той самой московской школе, где учится Коля Герасимов. Но ее бойцовские качества окажутся как нельзя кстати, когда придет время спасать от беды детей, школу, планету, да и все межгалактическое пространство. Поединок Киры с разбушевавшимся Весельчаком У, который между хлесткими ударами успевает делать комплименты женским прелестям своей противницы, — это, надо сказать, отдельное зрелище.
Не скрою, сюжет фильма выглядит чересчур хитроумным и даже изрядно запутанным, в котором сходу нелегко разобраться. В какой-то момент я просто перестал пытаться уследить за ним (благо, его в финале растолковали герои фильма), а отдался несущему меня бурному потоку экранных событий. Фильм так плотно набит приключениями, погонями, драками, мгновенными сменами локаций, цитатами и аллюзиями на популярные западные боевики, необычными пейзажами и прочими чудесами компьютерной графики, что от ежеминутного буйства происходящего на экране буквально кружится голова.
Как в этом безостановочном навороте событий разберутся совсем маленькие зрители (возрастной ценз при наличии ряда мрачных, а то и откровенно кровавых сцен почему-то составляет 6+), я плохо себе представляю. Думаю, не одна мама или бабушка выразят законное возмущение неоправданной снисходительностью Министерства культуры, которое, видимо, не смогло устоять перед натиском именитых инвесторов и спонсоров"Ста лет«, желающих по максимуму отбить свои вложения в изрядный (говорят, 615 миллионов рублей) бюджет фильма.
Федор Бондарчук — один из продюсеров и актеров фильма (он подарил свой голос роботу Вертеру) — уже назвал фильм «Сто лет тому вперед» главным фильмом года. Думаю, Федор Сергеевич все же несколько погорячился с оценками. Конечно, это лучше «Притяжения» и «Вторжения», к которым Бондарчук тоже имел отношение. И, скорее всего, подростки, которым в первую очередь адресован новый фильм, воспримут его на ура. Но за зрителей постарше не поручусь. Лично я забыл думать об этом фильме, не успев дойти до метро. А уж к концу года я его и не вспомню. Подобное я видел уже сто лет тому назад. Хотя 140 минут в зале я провел не без некоторого эмоционального драйва.