
Представить мало-мальски подробный обзор сериалов, которые будут предложены зрителям в наступившем году, дело немыслимое. К примеру, в прошлом, 2023-м, вышло почти 250 проектов с количеством серий от четырех. А если к ним прибавить еще и «двушки», столь любимые «ТВ-Центром», вообще кошмар! Так что приходится выбирать.
В начале февраля «Россия 1» покажет премьерные серии 11-го сезона «Склифосовского». Мы не раз отмечали любовь нашего ТВ к медицинским сериалам. Даже НТВ, долго хранивший верность полицейско-бандитским разборкам, однажды сломался и запустил «Скорую помощь». Нередки случаи, когда три-четыре федеральных вещателя одновременно крутят кино про врачей. Хотя «про врачей» — это условность, большинство из таких проектов к здравоохранению имеют косвенное отношение. По сути, это мелодрамы, где герои занимаются выяснениями отношений, а в промежутках вроде как спасают жизни. Бывают и исключения (скажем, первый «Тест на беременность»), но они крайне редки.
В качестве доказательства подобного перекоса приведем перечень личных «дел» главного героя «Склифа» доктора Брагина. Он — бывший возлюбленный Эммы Луспарян, бывший возлюбленный Ларисы Куликовой, бывший возлюбленный Татьяны Жулиной. Бывший муж Лены Михалевой. С 96-й серии — муж Марины Нарочинской (Брагиной). С 24-й серии — отец Тамары (дочка от Эммы), со 128-й серии — отец Кати (дочь от Марины). В последней серии 10-го сезона у него родился сын Лев.
Персонажей из списка надо помножить минимум на пять — и мы получим количество серий, в которых Максим Аверин занят выяснением отношений с женщинами или вокруг них (если о детях). Но учитывая то обстоятельство, что и у остальных центральных (у Эммы, Ларисы и т. д.) и даже второстепенных героев, каждый из которых либо «бывший», либо «нынешний» по отношению к другим, есть свой немалый любовный список, то как раз и подтвердятся указанные выше пропорции.
Врачи не раз отмечали, что в сериале много ляпов. Я не знаток, но недавно на неделю сам угодил в Склиф и сделал два вывода. Там прекрасные специалисты, неплохое среднее и совсем паршивое низшее звено. И никто из них сериал не смотрит, потому что «он не про их НИИ, а про какое-то иное учреждение». И правда, непохоже.
Зато по воле сценариста у доктора Брагина есть уникальная особенность: стоит ему где-то появиться, тут же случается что-то требующее его помощи. На улицах люди сваливаются в обмороки и попадают под машины. Если он уезжает в горы — там землетрясение, садится в метро — катастрофа с поездом. Ничего, Брагин всех вылечит...
«Но чего ты ждешь от женской «России»?» — задаю сам себе вопрос. А того, чтобы здесь или на другом государственном канале нам рассказали о реальных проблемах медицины. Например, показали бы все, что творилось в связи с пандемией, когда к каждому приемному отделению больниц стояли очереди из неотложек, а люди умирали от нехватки аппаратов ИВЛ. Чтобы какой-нибудь честный герой в белом халате поборолся против оптимизации, увольнения десятков тысяч опытных врачей, а потом спешной заменой их на специалистов с дипломами непонятных вузов среднеазиатских республик. Тут вот новую эпидемию обещают, еще более страшную, а мы еще про ту толком ничего не знаем. Или как в случае с сериалом «Чернобыль» — 30 лет после события должно пройти?
Среди ожидаемых премьер наступившего года, как водится, несколько исторических проектов. Так, мэтр отечественной режиссуры Андрей Кончаловский снимает для «России» 16-серийные «Хроники русской революции», которые охватят период с 1905 по 1924 год и расскажут о событиях, перевернувших мир. Среди героев не только исторические деятели (Никита Ефремов сыграет Николая II, а Евгений Ткачук — Ленина), но и представители богемы. В те же смутные времена разворачивается и действие «Столыпина». В центре сюжета — организация покушения на знаменитого государственного деятеля и реформатора (Александр Устюгов). Сергей Безруков станет легендарным адвокатом конца XIX века Федором Плевако, чье имя и носит 10-серийная историческая драма.
А вот «Княгиню Ольгу», рассказывающую о первой правительнице в истории языческой Руси, решившейся на принятие христианства, у создателей язык не повернулся назвать «историческим проектом». Видимо, потому, что в качестве режиссера выступает Валерия Гай Германика, известная своими неоднозначными работами. Что характерно: кастинг прошел еще прошлой весной, но нет никаких подробностей, вплоть до имени исполнительницы главной роли. Тайна сия велика есть.
Еще один современный тренд в сериальном производстве — проекты о СССР времен застоя. Их авторы, конечно, рискуют получить шквал обвинений — мол, все было не так! — от людей старшего возраста, которые основную аудиторию ведущих каналов и составляют. Но зато ее внимание изначально гарантировано. О чем речь пойдет в «Олимпиаде», и ежу понятно. Это будет четвертая режиссерская работа Евгения Стычкина. Среди действующих лиц — чуть ли не все Политбюро ЦК КПСС (Брежнев — понятное дело, Юрий Стоянов). А вот сюжет — неоригинален и напоминает «Холопа». Избалованного сына высокопоставленного функционера отправляют на «исправление» поработать в качестве волонтера на Олимпийских играх. Сыграет мажора времен застоя сын Игоря Верника Григорий.