В декабре президент Владимир Путин заявил на совещании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, что по результатам 2023 года «уровень бедности в стране снизится до исторического минимума». Еще раньше спикер Вячеслав Володин пообещал, что Госдума совместно с правительством «выработают предложения по борьбе с бедностью граждан», которая в основном «должна проходить за счет бюджетных средств». Но оба они опоздали — проблема-то решена!
Оказывается, еще два года назад депутат Госдумы, член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб заявила: нищих пенсионеров в России сегодня нет. «Как получатели социальной пенсии, так и получатели страховой пенсии по старости, они выбрались из этой нищеты», — рассказала госпожа Бессараб. А на прошлой неделе еще раз пояснила: «При зарплате в 120-140 тысяч можно рассчитывать на то, чтобы получать пенсию в размере 50 тысяч рублей».
Рецепт понятный. Неясно другое: почему же средняя пенсия (как и зарплата) в России нынче недотягивает и до половины депутатского ориентира? На что Бессараб смело отвечает: «Нужно правильно выбирать зарплату, работу... Тогда можно рассчитывать на хорошую пенсию».
Возможно, Светлана Викторовна имеет в виду собственный пример. Но делиться публично опытом почему-то не хочет. После получения двух высших образований (управленческое в Московском университете связи и юридическое в Краснодарском институте МВД), а также переподготовки в Академии труда и социальных отношений с 2013 года она стала депутатом краевого Законодательного собрания и сопредседателем местного отделения Общероссийского народного фронта, с 2015-го — председателем краевого объединения профсоюзов, с 2016-го — депутатом Госдумы (два созыва подряд).
Немного смущают два факта: и в краевые депутаты, и первый раз в Госдуму Светлана Бессараб не избиралась, а прошла «на замену». В краевом Заксобрании ей отдали кресло тамошнего депутата Юрия Сапрыкина, переехавшего на работу в Москву, а в Госдуме — миллиардера и посланца от ЛДПР Александра Скоробогатько, уволившегося из слуг народа «по собственному желанию». Но в результате рокировки у пришедшей ему на смену Бессараб в декларации о личных доходах за 2014 год значилась сумма в 1 896 503 рубля, а за 2020 год — уже 8 611 386 рублей. В полном соответствии с провозглашенным ею рецептом: «Нужно правильно выбирать зарплату, работу...»
Кстати, о зарплатах. Руководительница краевых профсоюзов не может не знать, что в ее родном Краснодарском крае средняя зарплата в прошлом году составляла лишь 52,5 тысячи рублей в месяц, а более 100 тысяч получают всего 6,4% работающего населения. Зато зарплаты менее 20 тысяч — у 14,1% жителей Кубани. В среднем же благодатный край занимает по зарплатному показателю позорное 43-е место среди российских регионов (нижняя половина рейтинга). Так что же и где здесь прикажете выбирать, и почему такими показателями не возмущаются местные профсоюзы?
А ведь общеизвестно, что Кубань — житница и здравница, один из немногих регионов с притоком, а не оттоком населения. И по климату юго-запад Краснодарского края очень похож на северную Италию. В ряде районов Кубани уже пробуют выращивать в промышленных масштабах инжир, хурму, гранат и другие теплолюбивые субтропические растения. Не хватает лишь бананов. Но на климате сходство заканчивается, а на зарплатах начинаются существенные различия. В сельском хозяйстве натуральных «итальянских субтропиков» средняя зарплата составляет в пересчете на российские деньги 150-165 тысяч рублей с ежегодным ростом в 4-5 тысяч. По данным кадровых агентств, тамошний зоотехник получает 167 680 рублей, агроном — 156 860, тракторист — свыше 146 тысяч...
Впрочем, наша героиня Светлана Бессараб итальянским землям предпочитает кубанские: уже сегодня вместе с мужем владеет в родимом крае несколькими земельными участками, двумя солидными жилыми домами, двумя нежилыми, двумя яхтами — и так далее.
Так что с пенсией у нее тоже все будет в порядке...
А в это время
С 1 января в стране начал действовать закон «О долгосрочных пенсионных накоплениях», принятый минувшим летом. Государство в очередной раз предложило гражданам самим копить на старость. Но копить россияне не желают или не умеют. Соцопросы показывают: лишь 18% наших сограждан, получив доход (зарплату или какие-то другие деньги), откладывают определенную часть на краткосрочные, долгосрочные цели или в финансовую подушку безопасности. После чего расходуют остаток денег на текущие нужды. В Германии так поступают 55-65% населения. Надо ли удивляться, что опрос, проведенный сервисом SuperJob, показал: только 17% россиян имеют заначку на черный день. А в Германии население стабильно откладывает в «кубышку» 11,1% своих доходов, в Австрии — 8,8%, в Нидерландах — 12,7%.
В США в ходу другой способ: около 158 млн жителей, 61% взрослого населения, владеют акциями. Средняя стоимость пакета у среднего американца тянет на 91 300 долларов. Годовой доход — дивиденды — небольшой, но сам пакет постоянно растет в цене. То есть он действительно на черный день. В России таких капиталистов не более 5 млн человек (1,75 млн у Сбербанка). Почему?
Вот как обеспечивает будущую старость московский чиновник средней руки и среднего возраста, поделившийся с «Трудом» своими секретами на условиях анонимности.
«Я начал сберегать с 28 лет, вкладываясь в акции и соблюдая несколько принципов. Во-первых, инвестировать долгосрочно — на 10-15-20 лет. Нужно откладывать деньги и забывать про них. Второй принцип — «пассивные инвестиции». Я не играю на бирже. У меня в личном портфеле паевые инвестиционные фонды, то есть индексные инструменты коллективных инвестиций, в которые вкладываешь и забываешь. Третий принцип — не хранить все яйца в одной корзине, но и не покупать две-три акции разных компаний, а вкладывать деньги в портфель, который уже составили профессионалы и управляют им. Наверное, без них можно вложиться лучше, с более высокой доходностью... и прогореть.
Еще один принцип — регулярные отчисления в мою «копилку». Я делаю автоплатеж с банковского счета на брокерский счет, и брокер вкладывает мои деньги в перспективные на данный момент акции. Причем этот автоплатеж должен быть сделан в день, когда мне перечислена зарплата. Так, чтобы ты не чувствовал этих денег на счете и не раздумывал, можно ли ими распорядиться как-то иначе...».
Результат: уже несколько лет наш собеседник регулярно получает растущие год от года дивиденды от своих вложений, А также знает, что на крайний случай в любой момент может продать свои акции полностью или частично. Однако на вопрос «Труда», намерен ли он, не отказываясь от своей системы личного накопления, участвовать в программе долгосрочных сбережений, где не будет полным хозяином вложенных денег, твердо ответил: «Конечно!».
Причина простая: государство, которому нужны длинные деньги, обещает в первые три года действия программы, в 2024-2026 годах, софинансировать взносы, выделяя из бюджета на каждого участника программы по 36 тысяч в год, или 108 тысяч за три года. Этот принцип «вложи свои — и получишь прибавку из казны» может оказаться хорошим стимулом, особенно для небогатых россиян. Первый зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин, объявляя о запуске программы долгосрочных сбережений (ПДС), спрогнозировал, что к 2030 году участниками программы будут не менее 9 млн человек.
«Допустим, вы вложили 400 тысяч в год в ПДС, — рассуждает директор департамента финансовой политики Иван Чебесков. — Доходность по ПДС складывается из трех компонентов: вы получите налоговый вычет в 52 тысячи, а это уже доходность 13%. Плюс получите 36 тысяч по софинансированию — еще 9% дополнительно. Плюс инвестиционная доходность при рыночной доходности по инструментам, которая, допустим, составит 8%, это еще 32 тысячи. И вот вы уже заработаете раза в три больше, чем если бы держали деньги на депозите...»
Вот такая «морковка». Заманчиво? Но на депозите деньги мои, а чьи они в системе ПДС? Память услужливо подсказывает, что государство уже не единожды замораживало и наши пенсионные деньги, и дореформенные сбережения россиян. И на сей раз власть ставит условия: забрать средства из программы — и свои, и казенные — можно будет лишь через 15 лет после начала действия договора или с наступлением возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Проверить это можно будет только через 15 лет. Дождемся ли?